Правда ото лжи отличается только тем – что НЕ является ею…
Одной из отличительных особенностей разведки в бизнесе, впрочем, как и любого иного вида разведки – вне зависимости от сферы ее использования и применения, является то, что максимальную эффективность она способна обеспечить лишь в том случае – когда сама ее активность, а также конкретные цели и объекты исследований, будут – АБСОЛЮТНО – НЕизвестны и НЕвидимы окружающим.
Более того, практическая эффективность разведки (конкретной компании) и конечная ценность, полученных ею результатов, намного возрастут, если о самом существовании разведки и ее возможностях у прочего внешнего окружения НЕ будет иметься даже малейших подозрений!
Вот, почему, ВСЕГДА и при любых обстоятельствах коммерческая разведка вынуждена работать в условиях глубочайшей секретности и конспирации, неукоснительно блюдя свое ОСНОВНОЕ правило, осмелюсь напомнить:
Для внешнего окружения ваша компания НЕ занимается НИКАКОЙ разведкой ВООБЩЕ и, следовательно, НИКАКИМИ разведывательными возможностями НЕ располагает ВОВСЕ!!! Вам, ведь, уже известно, к чему приводит обратное… |
Вот, почему, коммерческий разведчик-аналитик ВСЕГДА и при любых обстоятельствах использует легенду прикрытия – зашифровывающую его принадлежность к разведке вообще и к специализированной разведывательной команде в частности.
При этом, ВАЖНО!!! Разведчик использует легенду прикрытия как внутри своей компании, так и при «работе» во внешней среде!
Легендой прикрытия коммерческого разведчика для внутреннего использования выступает – та штатная должность конкретного подразделения/отдела компании – в которой он числится по штату. Ни у кого из прочих сотрудников компании, кроме, посвященных, конечно, не должно возникать даже малейших подозрений о том, что служебные полномочия некоторых ваших сотрудников – выходят за рамки должностных инструкций, определяемых занимаемыми ими должностями. Ну, а дополнительные обязанности, исполняемые ими, должны вписываться в рамки уже упоминавшейся ранее – временной рабочей группы по работе на направлении кризис-менеджмента.
С легендой прикрытия для внешнего использования все несколько сложнее, а потому, немного теории.
Во избежание всяческих недоразумений!!! В наших небольших постах, посвященных столь скользким темам, как – ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ и основы разведывательного прикрытия – НЕ будут использованы положения различных, т.н. «нулевых» приказов или «грифованных» инструкций и/или «закрытых» методических разработок, наставлений и рекомендаций. Что могло бы потянуть на нарушения служебных тайн различных государственных ведомств и специальных органов. Напротив, мы воспользуемся АБСОЛЮТНО открытыми материалами, которые ныне достаточно легко найти в интернете или, к примеру, в мемуарной литературе различных перебежчиков и «засвеченных» разведчиков, как наших (того же Резуна или Гордиевского), так и импортных (Томлинсон, Филби, Лотц, Гампель, Гелен и т.п.). По возможности, не будем употреблять и профессиональных терминов и сленга. К чему забивать головы бизнес-специалистов – несвойственным им сленгом… (еще, проговорятся – где НЕ надо). Значительные объемы открытых материалов и информации по означенным вопросам останутся за рамками нашего рассмотрения, ибо, то что можно и нужно использовать, например, в военном деле, далеко НЕ всегда можно и нужно использовать в сфере коммерческой разведки. В целом ряде случаев, ничего, кроме вреда, такие НЕадаптированные к сфере бизнеса методы – НЕ принесут. Так что НЕ ищите здесь и далее неких государственных секретов и тайн, ввиду их полного отсутствия. Коммерческая разведка располагает собственным, адаптированным под потребности бизнеса, инструментарием. |
Суть ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ заключается в МАСКИРОВКЕ.
Сам метод легендирования состоит в том, что специалист коммерческой разведки, для активной работы с источниками внешней разведсети, присваивает себе (взамен настоящих) искусственно созданные/разработанные реквизиты, маскирующие его принадлежность к конкретной коммерческой компании и/или сфере бизнеса.
Ведь, ваша компания НЕ может, да и НЕ должна – осуществлять комплекс специальных исследований бизнеса (выходящих за рамки привычного и стандартного маркетинга). Это может «засветить» ее конкретные интересы и цели, да и показать окружающим собственные разведывательные возможности – тем самым обесценив их и/или существенно снизив эффективность разведки.
Именно поэтому работать с внешней разведсетью источников информации будут люди – АБСОЛЮТНО НЕ связанные с вашей компанией и/или ее бизнесом. Действуя, либо в собственных интересах, либо в интересах иных, не связанных с вашей, организаций.
Как свидетельствует практика, во многих случаях легендирование позволяет существенно упростить сбор информации об интересующем объекте разведывательной разработки, ведь сведения, в этом случае, собирает вовсе не конкурент, а некое нейтральное лицо и/или даже возможный «союзник».
Таким образом – ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ – метод создания службой коммерческой разведки благоприятных условий для решения поставленных задач, посредством зашифровки/маскировки собственных специалистов и их деятельности путем разработки и использования соответствующих ЛЕГЕНД ПРИКРЫТИЯ. ЛЕГЕНДА ПРИКРЫТИЯ, в свою очередь, специально подобранные с учетом назначения и условий использования/применения – факты/вымышленные и реальные сведения, присваивая которые или ссылаясь на них, специалисты коммерческой разведки скрывают/маскируют от внешнего окружения свою принадлежность к конкретной компании и/или сфере бизнеса, тем самым создавая благоприятные условия для решения разведывательных задач. ЛЕГЕНДА ПРИКРЫТИЯ подтверждается соответствующими ей документами прикрытия. |
Коммерческий разведчик, в своей практике, может использовать несколько легенд прикрытия для работы с различными источниками внешней разведсети.
Основы легендирования
Создание и разработка легенды прикрытия – дело, требующее тщательности и аккуратности. Малейшая нестыковка в деталях легенды, способно, при должной проверке ее на достоверность, привести к ПРОВАЛУ специалиста коммерческой разведки и нежелательной «засветке» вашей компании, как использующей сомнительные методы ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИОНАЖА.
Легенды прикрытия, по своему содержанию, сроку действия и обстоятельствам использования разделяются на:
1. Долгосрочные;
2. Краткосрочные;
3. Разовые.
Указанные категории легенд, в свою очередь, подразделяются на:
– полное легендирование (когда все реквизиты и факты биографии, рода деятельности, образования, места жительства и проч. – являются вымышленными или специально подобранными, но не имеющими ничего общего с реальными фактами и реквизитами специалиста коммерческой разведки);
– частичное легендирование (когда, наряду с вымышленными и подобранными реквизитами и фактами, используются и подлинные факты и реквизиты разведчика-аналитика).
В коммерческой разведке полное легендирование, как правило, используется для работы в интернете, например, для регистрации аккаунтов и дальнейшей работы по сбору сведений в социальных сетях (не забывая, при этом, о принятии мер по маскировке либо анонимности используемого аппаратного и программного обеспечения).
В то же время, использование полного легендирования для работы, что называется, в реале, т.е. с конкретными людьми и организациями – НЕ всегда возможно и целесообразно.
Прежде всего, это связано с невозможностью (без нарушения действующего законодательства) получить/добыть/сделать соответствующие легенде – документы прикрытия. Подделка реальных документов – преследуется по закону, а, следовательно, имеется вероятность того, что ваш разведчик не просто «засветится», в случае неблагоприятного исхода, но еще угодит и под уголовную статью! В коммерческой разведке это – НЕПРИЕМЛЕМО!!!
Частичное легендирование используется в коммерческой разведке в более широком диапазоне. Большинство активных операций, мероприятий и методов работы вовсе НЕ требуют полного легендирования. В этих случаях, специалист коммерческой разведки, оперируя (в случае необходимости) реальными документами, наравне со специально подобранными/разработанными фактами/сведениями и обстоятельствами, способен с минимальными шансами на ПРОВАЛ решать поставленные задачи.
Следует учитывать, также, что ЧЕМ МЕНЬШЕ в легенде прикрытия (при частичном легендировании) используется ВЫМЫШЛЕННЫХ фактов/событий и т.п., и чем больше РЕАЛЬНЫХ – тем ТРУДНЕЕ «взломать» легенду прикрытия при ее проверке на достоверность. |
Легендированию могут подлежать не только субъекты разведывательной деятельности (люди, отделы/подразделения), но и различные мероприятия и связанные с ними события/обстоятельства/факты:
– во-первых, сами специалисты коммерческой разведки, работающие с внешней и внутренней разведсетью источников;
– во-вторых, специально созданные подразделения для решения различных разведывательных задач (включая виртуальные группы и объекты для сбора сведений и иных задач в интернете);
– в-третьих, специально созданные организации для активной работы во внешнем окружении (например, консалтинговые и проч. компании, официально «независимые» и не связанные с вашей компанией);
– в-четвертых, это события, факты, информационные поводы и т.п. (которые необходимо создать и обнародовать), подтверждающие используемые легенды прикрытия действующих специалистов (и органов) коммерческой разведки (статьи, заявления, объявления о событиях и т.п.). Диапазон легендируемых событий/фактов/обстоятельств и т.п. может быть весьма широк и напрямую зависит от конкретных обстоятельств использования легенды прикрытия;
– в-пятых, это т.н. легендированное обеспечение проводимых мероприятий разведки по сбору/получению интересующих сведений, как правило, включающих в себя: легендирование подхода к источнику; легендированный сбор/получение/выведывание сведений; легендированный отход/завершение мероприятия;
– наконец, в-шестых, это различного рода документы, подтверждающие те, или иные события и факты, задействованные в легенде прикрытия. Диапазон необходимых документов прикрытия напрямую определяется нюансами самой легенды прикрытия и особенностей ее практического использования.
Долгосрочность и связанные с этим критерием особенности легенды прикрытия
Сроки действия/использования легенды прикрытия зависят, прежде всего, от практически обоснованных условий ее использования/применения (т.е. длительности проведения разведывательной операции, либо длительности использования интересующих источников разведывательной информации).
На самом деле, вне зависимости от длительности проведения разведывательных операций (использования источников), во всех случаях разработка любой легенды прикрытия требует самого тщательного и продуманного подхода.
Даже при разработке разовой легенды прикрытия (т.е. легенда применяется только один раз, например, для осуществления информационного вброса в конкретное информационное поле), необходимо моделировать и разрабатывать легенду с учетом различных действующих нюансов. Несмотря на предполагаемое разовое применение/использование, такая легенда также может быть подвергнута т.н. «следовой» проверке.
Следовательно, необходимо предусмотреть меры – НЕ дающие возможностей «засветки» «ушей и хвостов» вашей компании в случае проведения таковой проверки, вне зависимости от ранга, компетентности и принадлежности проверяющих, соотнося риски операции и возможности «засветки» собственной компании.
Итак, как уже говорилось выше, по критерию длительности использования различают:
1. Долгосрочная легенда прикрытия
Легенда с неограниченным, либо, ограниченным, но длительным сроком действия. Отличительной особенностью разработки и использования долгосрочной легенды прикрытия выступает необходимость прохождения ею неоднократных проверок на достоверность, причем, различными контингентами проверяющих (включая сотрудников служб безопасности различных компаний), в разное время, с задействованием различных (порой, весьма неожиданных) возможностей.
Указанные обстоятельства в равной степени относится, как к легендам прикрытия конкретных разведчиков-аналитиков, так и к легендам прикрытия разведывательных подразделений/организаций и т.п.
Таким образом, долгосрочная легенда прикрытия должна выдерживать периодические «глубокие» проверки на достоверность и использоваться весьма осторожно и без предумышленной «засветки». Разведывательная активность под долгосрочной легендой прикрытия продолжается значительное время и НЕ должна выходить за рамки самой легенды прикрытия.
Долгосрочность легенды прикрытия подразумевает особую тщательность при:
– изготовлении/получении документов прикрытия;
– моделировании/корректировке фактов/обстоятельств/сведений и обнародованной информации, подлежащих легендированию;
– подготовке непосредственного носителя легенды.
Подготовка документов требует особой тщательности. Бланки документов, печати, действующие лица и нормативная документация – должны соответствовать исторической глубине легенды прикрытия. К примеру, специалист, по легенде, закончивший ВУЗ до 1992 года (ориентировочно) должен иметь документы «советского образца», при этом, экспертиза, в принципе, способна выявить использование современных технологий в документах, которые, по времени своего появления – не могли быть созданы подобным образом.
Долгосрочная легенда может использовать события/факты, происходившие за несколько лет до момента ее практического использования. Вот, почему использование легенд данной категории в коммерческой разведке предпочтительно только в виртуальном пространстве при получении/выведывании сведений на специализированных интернет-площадках – вам НЕ придется нарушать закон и возиться с изготовлением/приобретением в принципе поддельных документов.
2. Краткосрочная легенда прикрытия
Легенда с ограниченным, по сравнению с долгосрочной легендой сроком действия.
Краткосрочная легенда прикрытия – основная категория легенд, используемых в коммерческой разведке для работы с ПЕРВОИСТОЧКНИКАМИ внешней разведсети. Как правило, краткосрочная легенда использует частичное легендирование.
Краткосрочная легенда прикрытия рассчитана на относительно недлительное, либо эпизодическое использование. Она должна выдерживать случайные, «неглубокие» проверки (хотя, в конечном итоге, все зависит от обстоятельств). Разведывательная активность под краткосрочной легендой прикрытия продолжается, как правило, недлительное время и НЕ выходит за рамки самой легенды. В тоже время, возможны варианты исполнения легендированным специалистом разведки и иных, не связанных с легендой мероприятий, что обусловлено не критическими рисками условий использования краткосрочной легенды прикрытия.
При разработке краткосрочных легенд, как правило, не требуется задействовать (касательно событий и документов) далекое прошлое. Однако и в этом случае нельзя манкировать мерами, предохраняющими защиту легенды от «взломов» при ее вероятных проверках на достоверность.
3. Разовая легенда прикрытия
Легенда рассчитана на ОДНОКРАТНОЕ применение. Она должна выдерживать одну, но, как правило, «генеральную» проверку на достоверность, убеждая, при этом, проверяющих в своей достоверности и подтверждая порядок событий/фактов/явлений – ради которых она использована.
В дальнейшем, когда истинное положение вещей, рано или поздно, будет установлено и разовая легенда прикрытия – однозначно показывает свой искусственный характер – ее, возможно, оставленные следы НЕ должны «засветить» истинных игроков/участников уже произошедших событий.
Исходя из данных особенностей использования разовой легенды прикрытия, она должна разрабатываться с особой скрупулезностью. Все факты и события (истинные и созданные) должны быть тщательно отобраны, проверены на соответствие и скорректированы.
Разовые легенды прикрытия используются в фазе наиболее активных операций коммерческой разведки и нелинейного менеджмента: информационных вбросов, Pr-акций, продвижения дезинформации и т.п.
Аналогом использования разовой легенды прикрытия при продвижении «крупной дезы» противнику можно считать известную операцию британской разведки под кодовым названием «Мясной фарш».
Методы «взлома» легенды прикрытий и меры противодействия
Огромное значение в правильном использовании легенды прикрытия имеет знание (наизусть) мелких и на первый взгляд незначительных деталей подтверждающих легенду.
Наибольшую опасность «провала» для легендированного специалиста коммерческой разведки представляет не придание значения, на первый взгляд, малозначительным деталям легенды, забывание или путаница в них.
В идеале легендированный разведчик-аналитик должен знать свою легенду прикрытия и сопутствующие ей мелочи наизусть, кроме того он должен периодически освежать их в памяти.
Дело в том, что одним из самых распространенных методов «взлома» легенды прикрытия является метод перекрестного допроса/опроса, причем упор делается именно на уточнение мелочей легенды и неоднократность вопросов об одних и тех же мелочах.
Расчет проверяющих, при этом, строится на том, что проверяемый рано или поздно собьется на незначительных мелочах. Кроме того, широко применяются вопросы ловушки. Например, об особенностях архитектуры (городской инфраструктуры) того района, который проверяемый (согласно легенде) должен хорошо знать, или ссылки на местные авторитеты. Вопрос, в утвердительной форме, может содержать данные о несуществующих объектах (лицах, строениях, событиях, организациях и т.п.), либо о реально существующих.
Проработка таких вопросов должна учитываться при составлении и вживании в легенду, однако, если при проверке ставятся вопросы ловушки оптимальное решение отрицание (если конечно разведчику не известен истинный ответ).
Только вот, НЕ переусердствуйте! Одним из отличительных признаков германской агентуры во время I Мировой войны, приводившей ее к многочисленным провалам – было очень четкое знание своей легенды прикрытия!!! Множество несущественных деталей – которые обычный человек припоминал бы и был бы НЕ точен до конца – раз за разом уверенно, заучено и без запинки пересказывался немецкими агентами на допросах, проводимых британской контрразведкой…
Так что везде и во всем следует знать меру.
Ведите себя скромнее, будьте поосторожнее с неосторожными высказываниями:
и все у вас получится…
Возвращаясь к методикам противодействия «взлому» легенды, необходимо уточнить, что это:
– во-первых, избегание (путем не привлечения к себе внимания) создания условий для возникновения подозрений в отношении себя (используемой легенды прикрытия) или своей активности;
– во-вторых, точное и полное знание своей легенды и сопутствующих ей сведений;
– в-третьих, укрепление и подтверждение своей легенды в процессе своего взаимодействия с источником;
– в-четвертых, информационная поддержка (посредством создания подходящих информационных поводов и т.п.) разведоргана, подтверждающая легенду прикрытия.
Истории известно немало примеров успешного применения различных легенд прикрытия в течение длительного времени, но также не меньшее количество случаев «провала».
Анализ «провалов» в разведывательной деятельности свидетельствует о том, что основной их причиной выступает «человеческий фактор», т.е. те или иные ошибки (порой грубейшие) в практическом использовании легенды прикрытия, либо существенные недоработки в процессе ее создания и разработки.
Ну что же…
Для начала теории достаточно.
В следующих постах постараемся рассмотреть конкретные вопросы создания и разработки легенды прикрытия и сопутствующих ей документов. Причем, замечу, без нарушения действующих законов и уголовщины…
Спасибо за интересную статью!
ОтветитьУдалитьЗавсегда пожалуйста...
ОтветитьУдалитьХотя, на самом деле, все - о чем говорится в посте, давно уже имеется в открытом доступе...
Непременно пройду все ступени вебинар"Р",ибо не знал-где искать,и у кого спросить
УдалитьСпасибо! Еще один очень редкий в сети материал, где блистательной форме соответствует интересное содержание.
ОтветитьУдалитьПо существу маленькое ИМХО. Для крупных и средних предприятий внутренняя секретность безусловно достижима. Что же касается небольшого бизнеса, а к нему сегодня относятся и многие серьезные компании, особенно в сфере IT, режим абсолютной внутренней секретности поддерживать достаточно тяжело, а иногда, наверно, и невозможно.
Елена, об этом - обеспечении секретности, речь пойдет в продолжение этой темы...
ОтветитьУдалитьРазведка - сфера деятельности - секретная изначально...
А на маленьких и небольших бизнесах задачи специального информационного обеспечения достаточно ограничены и могут быть реализованы совсем ограниченным кругом специалистов, так что секретность - "вещь" - вполне достижимая...
К тому же, комплекс исследований специального, так сказать, назначения - может быть вполне себе замаскирован "стандартными" исследованиями в рамках - маркетинга; кризис-менеджмента и т.п.
Скрытность и секретность в коммерческой разведке - это те факторы, которые (очень во многом и в значительной степени) обеспечивают ее эффективность, особенно, с учетом изначального предназначения разведки - обеспечения конкурентного (технологического, управленческого и проч.) превосходства в сегменте деятельности компании...