девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

четверг, 19 мая 2011 г.

Разведорган - спрятать НЕ скрываясь и у всех на виду (ООКР)

 Сокровище - то, что ищут долго и далеко, а оно валяется под ногами. Так оно прячется.
Равиль Алеев


Как определить? Требуется ли вашему бизнесу разведка? Все, на самом деле, достаточно просто. Разведка необходима в том случае, если в ней имеется осознанная потребность!
Собственник бизнеса, эту потребность может реально почувствовать двумя путями:

          во-первых, периодически сталкиваясь с внезапными и НЕ ожидаемыми рисками рыночного характера (которые, в том числе, могут иметь вид и восприниматься как некие форс-мажорные явления/обстоятельства);
          во-вторых, буквально проведя инвентаризацию существующих рисков/возможностей и осуществив сопоставительный анализ потенциала выявления и своевременной идентификации этих рисков/возможностей.
Разница, между двумя путями осознания необходимости использования разведывательных возможностей в собственном бизнесе весьма значительна.
Если в первом случае, такое осознание приходит через «набитие шишек» и реальные убытки, то второй путь позволяет заранее увидеть именно те риски/возможности, которые, вероятнее всего, либо выпадают из поля зрения действующих структурных единиц компании, либо не могут быть охвачены их вниманием в силу тех или иных объективных причин.
В любом случае – риски/возможности рыночного характера, как объекты разведывательной разработки коммерческой разведки – это те риски и возможности – по которым, в текущем варианте и непрерывном режиме, НЕ РАБОТАЕТ ни одно линейное подразделение/отдел вашей компании.
Разведорган (разведгруппа) коммерческой разведки НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ДУБЛИРОВАНИЕМ работы НИ одного из УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ подразделений/отделов коммерческой компании:
          во-первых, потому, что разведка ВСЕГДА работает – НА УПРЕЖДЕНИЕ СОБЫТИЙ, даже в том случае, когда речь идет о рисках/возможностях, влияющих на текущую деятельность и возможности бизнеса, т.е. отслеживаются еще НЕ НАСТУПИВШИЕ – БУДУЩИЕ события/тренды/явления/факторы;
          во-вторых, работа разведки ведется по тем группам рисков/возможностей, которые непосредственно НЕ ВХОДЯТ в сферу/компетенцию уже действующих линейных подразделений/отделов компании.
В самом деле? Какой толк создавать новое подразделение – дублирующее работу уже существующего?
Итак, реализовав, в рамках инвентаризации существующих актуальных рисков, к примеру, «военную игру» соответствующего содержания и направленности вы пришли к выводу о необходимости или желательности реализации потенциала специальных исследований в отношении выявленных объектов разведывательной разработки.
С чего начать?
Конечно же с СЕКРЕТНОСТИ, КОНСПИРАЦИИ и ПОЛНОЙ НЕПРИЧАСТНОСТИ к любой АКТИВНОСТИ, которая может быть воспринята как РАЗВЕДКА или, тем паче, как ШПИОНАЖ.
Причем, что ВАЖНО: необходимо скрыть разведывательную активность, как от внешнего окружения, так и от непосвященных сотрудников вашей собственной кампании.
Чем меньше народа внутри компании будет осведомлено о том, что их компания способна осуществлять специальные исследования внешней среды, тем меньше вероятность нежелательной утечки информации и тем меньше головной боли у собственника бизнеса по поводу сохранения статус-кво и реноме его бизнеса и возглавляемой им компании во внешней среде.
Меры секретности и конспирации гарантируют от нежелательных утечек информации (и соответствующих последствий) о ваших новых возможностях во внешнюю среду.
Вам необходимо развернуть новое направление работы таким образом, чтобы окружающие, с одной стороны могли видеть вашу разведывательную команду и знали, чем они занимаются, НО, с другой стороны, эти же окружающие НЕ должны знать (и даже НЕ подозревать) что ваша разведгруппа занимается именно – РАЗВЕДКОЙ!!!
Сделать это можно одним-единственным способом:
НЕ СОЗДАВАТЬ никакого специального подразделения ВОВСЕ!!!
Вам необходимо сформировать рабочую группу из нескольких уже работающих у вас (правда, в разных подразделениях) сотрудников?
Зачем же создавать совершенно новое штатное подразделение/отдел/группу, когда можно создать временную рабочую группу, например, по работе на направлении кризис-менеджмента и публично известить об этом круг заинтересованных внутри своей компании?
Таким образом, вы достигнете желаемого:
          во-первых, получите «независимую сбродную» группу сотрудников для ведения разведки;
          во-вторых, внутреннее окружение будет знать о создании и работе группы, работающей по вполне открытому и НЕ секретному направлению кризис-менеджмента (что, на самом деле, не так уж и далеко от истины);
          в-третьих, даже в том случае, если информация о работе группы, работающей в сфере кризис-менеджмента, «утечет» во внешнюю среду – АБСОЛЮТНО НИЧЕГО шпионского, разведывательного, настораживающего или предосудительного сии сведения содержать НЕ будут.
Теперь, о некоторых аспектах подчиненности, управления и информационного взаимодействия развернутой разведгруппы коммерческой разведки.
Подчиненность и место в иерархии компании
Структура коммерческой разведки находится в непосредственном распоряжении и подчинении собственника бизнеса (пусть и через руководство специально назначенного заместителя). При этом, очень ВАЖНО, чтобы данная структура была полностью НЕЗАВИСИМА и могла высказывать/предоставлять независимую точку зрения.
Достаточно часто, на курсах, семинарах или обсуждениях в интернете можно встретить мнения (представителей служб безопасности) о том, что разведка должна подчиняться службе безопасности компании, входя в компетенцию т.н. внешней безопасности.
Не знаю! Возможно, когда речь идет о различных моделях построения «КОНКУРЕНТНОЙ» разведки (которая, вроде бы, действительно занимается исследованиями криминальных рисков) такое построение имеет смысл.
Что касается разведки коммерческой, то специальные исследования рисков КРИМИНАЛЬНОЙ направленности НЕ входят в ее компетенцию! Однако, являясь мощнейшим инструментом обеспечения успешной деятельности, особенность информационно-аналитической деятельности заключается в том, что она является всего лишь функцией обеспечения и может эффективно обеспечивать только то подразделение, на которое работает.
Таким образом, руководствуясь, к примеру, исключительно благими намерениями, и разместив свою структуру разведки (для большей маскировки) в любом из действующих подразделений/отделов компании, вы автоматически лишите ее возможностей работы в интересах всего бизнеса. В этом случае, разведка сконцентрирует весь потенциал своих возможностей на «производственные» и/или коммерческие интересы конкретного подразделения – того самого, в котором вы ее ОШИБОЧНО развернули.
Теперь, ваша разведка будет обеспечивать разведывательной информацией исключительно то подразделение, в котором она находится.
В противном случае, вам придется долго объяснять начальнику, например, отдела маркетинга, почему работающая в составе его отдела команда:
          формально ему не подчиняется;
          представляет результаты своей работы не ему, а напрямую руководству;
          имеет право прямого и беспрепятственного выхода на руководство, через его голову;
          вправе запрашивать у него любую, интересующую команду информацию;
          не представляет ему (начальнику отдела маркетинга) никаких результатов своей работы!
Возможно ли, предоставить такие объяснения без раскрытия истинной роли и миссии вновь созданного подразделения?
Впрочем, представляется, что и отношение данного начальника к такой – неподконтрольной ему команде, будет далеким от восторга. Кроме того, довольно большая группа, в принципе посторонних людей, будет, рано или поздно, осведомлена о специальных возможностях этой группы (и, соответственно, о новых возможностях всей коммерческой компании в целом), что может привести к дальнейшей нежелательной утечке информации во внешнюю среду.
Отсюда следует главный принцип руководства и подчинения разведоргана в иерархии бизнес-структуры – он должен подчиняться непосредственно собственнику компании или его ближайшему заместителю по разведке. В противном случае никто и ничто не гарантирует такого положения дел, когда роль и место разведывательной структуры в компании не будут постепенно оттеснены на «третьи роли», подальше от его руководства.
Соблюдение этого принципа диктуется необходимостью обеспечения для разведчиков-аналитиков беспрепятственного доступа к разведывательной информации, находящейся в различных подразделениях самой компании и на разных уровнях руководства.
Разведывательная информация и выработанные оценки/рекомендации по реагированию на изменения внешней среды, должны без затруднений и препонов доводиться до владельца компании и ее высшего менеджмента вполне авторитетным лицом (заместителем по разведке) и пользоваться доверием.
Для максимальной эффективности своей деятельности подразделение коммерческой разведки должно иметь достаточно высокий статус в компании, чтобы сотрудники линейных отделов компании относились к нему с должным уважением, а сам статус разведывательного органа обеспечивал и способствовал информационному обмену с сотрудниками линейных подразделений.
Любые иные модели и композиции в построении разведслужбы компании, значительно понижают статус последней. Это может вызвать (вследствие недопонимания задач) пренебрежительное отношение к разведоргану и как результат, нежелание начальников отделов и служб сотрудничать с разведывательной структурой, что, в конечном итоге, сведет ее статус к обычной информационной службе, а эффективность самой разведывательной деятельности к нулю.
В то же время, результаты деятельности разведоргана должны быть доступны каждому нуждающемуся работнику компании (определяемыми его потребностями в разведывательной информации, в части его касающейся), а не выполнять задачи в интересах, какого-либо одного отдела или человека.
Статус разведоргана должен предполагать:
          с одной стороны его полную НЕЗАВИСИМОСТЬ от других отделов/подразделений;
          с другой стороны плотное рабочее ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ со всеми подразделениями и руководством всех уровней компании.
В принципе, достижение действенного взаимодействия с сотрудниками линейных отделов и руководящим составом среднего звена во многом определяется статусным положением самих разведчиков-аналитиков в штатной структуре компании.
Разведчики-аналитики, являясь сотрудниками различных линейных подразделений своей компании, при их включении в состав временной рабочей группы по риск-менеджменту, по своему статусу должны быть, приравнены к уровню СРЕДНЕГО управленческого звена.
Наличие подобного статуса снимает множество неуместных вопросов, способных возникнуть при необходимости посещения разведчиком любого линейного отдела компании, не относящегося к профилю его работы для получения необходимых данных или иной разведывательной информации.
Достижение такого статуса вполне возможно простым распоряжением собственника бизнеса при создании и непосредственном формировании временной группы по риск-менеджменту.
Наличие необходимого статуса должно обеспечивать беспрепятственный доступ заместителя по разведке, а в его отсутствие и разведчиков-аналитиков, к главному телу организации – собственнику бизнеса. Это необходимое условие, обеспечивающее бесперебойное и своевременное поступление важной разведывательной информации непосредственно ее главному пользователю.
Кроме того, эффективная система коммерческой разведки предполагает два ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА ее построения и развертывания:
1)             Система сбора информации будет эффективно работать только при постоянном контакте с внешней средой, а также с руководителями и специалистами всех уровней компании, имеющих «контакты» с внешней средой и/или принимающими управленческие решения.
2)             Должен быть обеспечен информационный обмен важной тактической и оперативной информацией между разведорганом, руководителями и специалистами всех уровней, а также низовыми звеньями компании. Т.е. должна быть налажена устойчивая «обратная связь».
Если же компания разворачивает разведывательную деятельность на разных направлениях, в совершенно различных областях диверсифицированного бизнеса не связанных друг с другом, возможен вариант децентрализованного построения системы коммерческой разведки с замыканием независимых разведгрупп (по каждому отдельному направлению бизнеса компании) на заместителя по разведке.
Впрочем, при развертывании разведывательной системы бизнеса компании существует еще одна проблема, значительно влияющая на возможности сохранения секретности разведывательной деятельности.
Вспомним, что, выполнив свою работу, разведывательная команда должна представить ее результаты, кстати, возможно абсолютно новые знания, руководству и прочим заинтересованным лицам в части их касающейся. В то же самое время необходимо по-прежнему сохранить полную анонимность и секретность собственной разведывательной деятельности внутри своей компании.
Как предоставить топ-менеджерам и прочим заинтересованным пользователям сводки с разведывательной информацией не «засвечивая» и не раскрывая разведывательных возможностей и активности собственной компании?
Для решения этой проблемы существует одно «волшебное» слово – аутсортинг. Действительно, к чему засвечивать собственные разведывательные возможности, когда можно представить результаты разведывательной деятельности как результат работы некоей внешней структуры, например, консалтингового агентства.
Использование легендированного прикрытия при представлении разведывательных материалов, как продукта аутсортинга несет в себе еще один довольно весомый положительный момент.
Ни одна внешняя проверка сторонних проверяющих (или контролирующих органов) никогда не сможет доказать причастность вашей компании к разведке и привязать ее деятельность к шпионажу, даже в случае обнаружения материалов разведывательного характера.
А что же, при таком раскладе, ваша разведгруппа? Какое отношение она имеет к разведке и представленным материалам?
Абсолютно никакого! Ведь она занимается исключительно изучением факторов риск-менеджмента, не имеющим никакого отношения к коммерческой разведывательной деятельности. Кроме того, формально (по документам) ее не существует вовсе.
Естественно, что для эффективной и плодотворной работы ваша разведгруппа должна быть обеспечена всем необходимым, имеется в виду отдельное изолированное помещение и необходимый набор вспомогательного оборудования и оргтехники.
Итак, что же мы получили в итоге? По всей видимости, абсолютно прозрачную компанию совершенно не располагающую разведывательными возможностями и не имеющую для этой деятельности ни одного специализированного подразделения/отдела или специально выделенного сотрудника.
В общем, мы имеем организацию ничем не отличающуюся от других десятков, сотен, а может быть и тысяч аналогичных коммерческих структур, работающих в одном рыночном сегменте.
Что же до временной группы, работающей по направлению риск-менеджмента – так о ее существовании и активности известно всем. Вот, только к разведке, а тем паче, к шпионажу – она НЕ имеет ни МАЛЕЙШЕГО отношения!

2 комментария:

  1. Возможно, когда речь идет о различных моделях построения «КОНКУРЕНТНОЙ» разведки (которая, вроде бы, действительно занимается исследованиями криминальных рисков) такое построение имеет смысл.
    Что касается разведки коммерческой, то специальные исследования рисков КРИМИНАЛЬНОЙ направленности НЕ входят в ее компетенцию!


    Согласно точке зрения SCIP, которая сегодня объективно преобладает в мире в вопросах конкурентной разведки, конкурентная разведка вовсе НЕ занимается исследованиями криминальных рисков. Криминальные риски - задача Службы безопасности, которая работает методами, во многом похожими на методы конкурентной разведки, но ею не является.

    История же с терминологией вокруг конкурентной и коммерческой разведки в России носит, скорее, субъективный характер.
    По сути, никакой разницы между конкурентной разведкой в ее общепринятой версии SCIP и коммерческой разведкой нет. Во всяком случае, ее пока никто не смог конкретно продемонстрировать.

    ОтветитьУдалить
  2. Не будем заморачиваться проблемами и практическим содержанием КОНКУРЕНТНОЙ разведки на специализированном сайте разведки КОММЕРЧЕСКОЙ.

    Оставим эти споры и дискуссии в рамках профессионалов - самих КОНКУРЕНТНЫХ разведчиков и на их специализированных ресурсах.

    Что же касается отсутствия разницы, то здесь можно согласиться!

    Коммерческая разведка - это то же самое, что, например, и военная разведка, разведка конкурентная или же исследования в физике, или любой другой сфере научных изысканий - ТОЛЬКО осуществляется она:

    -несколько иным составом специалистов;
    -несколько иными методами и приемами;
    -в отношении несколько иных рисков/возможностей и объектов разведывательной разработки;
    -решает и обеспечивает (информационно) несколько иные задачи.

    НО В ЦЕЛОМ - это ТОЧНО такой же вид специальных исследований - как и вышеупомянутые.

    ОтветитьУдалить