девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

вторник, 24 декабря 2013 г.

О ключевых методах коммерческой разведки и… РЕЗУЛЬТАТАХ…

Знание немногих принципов избавляет от необходимости знать многие факты
Александр Журба

Тема данной статьи родилась НЕ случайно. Вопросы о методах, вернее, о ключевых методах работы в коммерческой разведке неоднократно поднимались и поднимаются при проведении образовательных программ в рамках проекта WEBшкола «Р».
Что ж, осмелимся определить и выделить КЛЮЧЕВЫЕ методы работы в коммерческой разведке, которые можно разделить на ДВЕ группы:
  • во-первых, методы работы при сборе информации;
  • во-вторых, аналитические методы работы для получения конечных результатов.
Собственно, КЛЮЧЕВЫХ методов работы при сборе информации в коммерческой разведке – ТРИ:
  1. Наблюдение
  2. Опрос
  3. Сбор/отбор проб и образцов
Возможно, у некоторых читателей, возникнут обоснованные вопросы по поводу такой ограниченности методов, ведь даже в известном федеральном законе «Об ОРД» представлен гораздо более обширный перечень оперативно-розысных мероприятий, т.е. методов, которые применяются в целях расследования и дознания.
Однако, коммерческая разведка, по сути, являясь исследовательской деятельностью, органично включает в себя некоторые из методов ОРД как само собой разумеющиеся. К примеру, такие методы как:
  • наведение справок;
  • исследование предметов и документов;
  • обследование (а, в случае разведки - исследование) помещений, зданий, сооружений, участков местности,
в исследовательской деятельности подразумеваются сами собой.
Часть же методов, используемых в ОРД, в коммерческой разведке НЕ используется ВОВСЕ, ввиду особенностей сферы практического изучения – исследований рисков/возможностей РЫНОЧНОГО и экономического характера.
Рассмотрим однако, указанные методы сбора информации чуть подробнее.
1. Наблюдение
Фактически КЛЮЧЕВОЙ метод сбора сведений, включающий в себя ВСЕ виды наблюдения от визуально-оптических, до отслеживания/наблюдения или мониторинга вторичных источников информации в интернете и доступных СМИ.
Следует впрочем, различать эти виды наблюдения по КАЧЕСТВУ предоставляемой информации.
Непосредственное наблюдение за объектом и его активностью (бизнес/хозяйственной/экономической иной) предоставляет разведчику и органу, ведущему разведку, самую СВЕЖУЮ, АКТУАЛЬНУЮ и ДОСТОВЕРНУЮ информацию.
При этом, сам разведчик-наблюдатель, фактически превращается в ПЕРВОИСТОЧНИК, владеющий всей полнотой информации по наблюдаемым параметрам объекта.
Информация ПЕРВОИСТОЧНИКОВ в разведке – наиболее ценный продукт для дальнейшей аналитической обработки, ведь, чем СВЕЖЕЕ и ДОСТОВЕРНЕЕ сведения и данные, тем более точный ПРОГНОЗ-ОЦЕНКУ они позволяют составить, учитывая самые последние изменения и активность, связанные с объектом разведывательной разработки.
Основатель «империи» Wal-Mart Stores, Inc. – Сэм Уолтон, фактически до последних дней своей жизни, не брезговал лично посещать магазины и торговые площадки конкурентов, интересуясь как положительными, так и отрицательными (чтобы их не воспроизводить) практиками и технологиями, получая самую актуальную информацию, которую было бесполезно искать в газетах.
Наблюдение, отслеживание или мониторинг вторичных источников информации, также достаточно важная форма наблюдений в разведке, позволяющая, прежде всего, идентифицировать и впоследствии выйти на ПЕРВОИСТОЧНИКИ – непосредственных авторов, носителей нужных/искомых знаний и информации.
Строить ПРОГНОЗЫ на основе исключительно ВТОРИЧНОЙ информации – штука достаточно рискованная. Невольно приходит на ум фраза из известного романа:
«Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» (Мастер и Маргарита)
Возможно ли представить, что военная разведка в условиях конфликта, к примеру, собирает сведения о противнике исключительно из открытых источников ВТОРИЧНОЙ информации? Разгром и поражение в таком случае будут неминуемы.
2. Опрос
Метод сбора сведений, включающий в себя различные виды и формы коммуникации с источниками информации, от непосредственной беседы под прикрытием, с источником внешней разведывательной сети и выведывания, до анкетирования и коммуникации с источниками посредством современных методов коммуникаций: форумы, соц.сети, сайты и блоги с обратной связью и т.п., включая и телефонные коммуникации.
Опрос, в принципе, предполагает работу с ПЕРВОИСТОЧНИКОМ – носителем искомых знаний и/или сведений. Другое дело, что сам опрашиваемый источник, часто выступает носителем вторичной информации, однако, способен вывести на истинный ПЕРВОИСТОЧНИК информации.
3. Сбор/отбор проб и образцов
Метод сбора информации, подразумевающий непосредственное получение конкретных образцов, изделий, товаров, моделей, услуг, документации, имеющих отношение к исследуемому объекту и его активности.
Приобретение услуги или конкретного товара, с последующим инженерным анализом. При этом, сам оригинал образца, модели, оригинального документа – выступает в качестве ПЕРВОИСТОЧНИКА, содержащего в себе техническую, технологическую или иные виды сведений зафиксированных непосредственно в исследуемом образце.
Вот, собственно, краткий перечень методов и их особенностей при СБОРЕ информации в коммерческой разведке.
Не следует путать, ПРОЦЕСС разведки и ее конечный РЕЗУЛЬТАТ. Когда в литературе и фильмографии мы видим, как отважный, но скрытный разведчик, ведет наблюдение, берет языка, работает с агентами и прочими красотками, мастерски обходит ловушки контрразведки и прочей безопасности, попутно уворачиваясь от пуль, мы понимаем – ВОТ ОНА – РАЗВЕДКА!
Однако, это – ПРОЦЕСС разведки, хотя и представленный в несколько утрированном виде.
Результаты разведки и, что важнее, выработку этих результатов, в фильмах и книгах показывают редко.
Трудно представить аналитическую работу в захватывающем внимание виде – стороннему кинозрителю или читателю. В лучшем случае, где-нибудь в конце или середине художественного произведения, выходит начальник штаба (полка/дивизии/армии/фронта) и сухо докладывает командиру, что по данным разведки противник готовиться нанести удар в таком-то квадрате или на участке.
Аналитическая работа разведотделов и аналитиков по переработке получению результатов разведки остается за рамками повествования. Именно поэтому, многие имеют превратное понимание о сути разведки и путают процесс разведки с ее конечным результатом.
Между тем, прямое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ разведки, причем любой, от метеорологической и геологической, до военной, политической, включая и коммерческую – ПРЕДУПРЕДИТЬ, лиц, ответственных за принятие решений, о РИСКАХ и ВОЗМОЖНОСТЯХ исследуемой среды для нашей собственной активности.
Собственно – ПРЕДУПРЕДИТЬ, следует понимать буквально! То есть – ЗАРАНЕЕ, ДО ТОГО момента, как выявленные РИСКИ/ВОЗМОЖНОСТИ, реализуются в реальности и смогут оказать влияние на деловую активность нашей компании.
Конечным результатом разведки является – ПРОГНОЗ-ОЦЕНКА о будущих РИСКАХ/ВОЗМОЖНОСТЯХ, имеющих высокую вероятность реализации в реальности и способных повлиять на бизнес компании.
Для подобного ПРЕДВИДЕНИЯ будущих событий, существует довольно обширный набор аналитических методов и приемов, позволяющих составлять достаточно точные, вернее, высоковероятные ПРОГНОЗЫ и ОЦЕНКИ ситуации, с механизмами коррекции и уточнения.
Сами по себе методы СБОРА сведений, сколь бы эффективными они не были, БЕЗ последующей обработки и переработки их в ПРОГНОЗ-ОЦЕНКУ – не имеют большого смысла, ведь, мы и так понимаем или можем понять то - что происходит сейчас.
Задача же разведки – заглянуть – В ЗАВТРА и ПРЕДУПРЕДИТЬ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий