Александр
Журба
Тема
данной статьи родилась НЕ случайно. Вопросы
о методах, вернее, о ключевых методах работы в коммерческой разведке
неоднократно поднимались и поднимаются при проведении образовательных программ в
рамках проекта WEBшкола «Р».
Что
ж, осмелимся определить и выделить КЛЮЧЕВЫЕ методы работы в коммерческой
разведке, которые можно разделить на ДВЕ группы:
- во-первых, методы работы при сборе информации;
- во-вторых, аналитические методы работы для получения конечных результатов.
Собственно,
КЛЮЧЕВЫХ методов работы при сборе информации в коммерческой
разведке – ТРИ:
- Наблюдение
- Опрос
- Сбор/отбор проб и образцов
Возможно,
у некоторых читателей, возникнут обоснованные вопросы по поводу такой ограниченности
методов, ведь даже в известном федеральном законе «Об ОРД» представлен гораздо
более обширный перечень оперативно-розысных мероприятий, т.е. методов, которые
применяются в целях расследования и дознания.
Однако,
коммерческая разведка, по сути, являясь исследовательской деятельностью,
органично включает в себя некоторые из методов ОРД как само собой разумеющиеся.
К примеру, такие методы как:
- наведение справок;
- исследование предметов и документов;
- обследование (а, в случае разведки - исследование) помещений, зданий, сооружений, участков местности,
в
исследовательской деятельности подразумеваются сами собой.
Часть
же методов, используемых в ОРД, в коммерческой разведке НЕ
используется ВОВСЕ, ввиду особенностей сферы практического изучения – исследований рисков/возможностей
РЫНОЧНОГО и экономического характера.
Рассмотрим
однако, указанные методы сбора информации чуть подробнее.
1. Наблюдение
Фактически
КЛЮЧЕВОЙ метод сбора сведений, включающий в себя ВСЕ
виды наблюдения от визуально-оптических, до отслеживания/наблюдения или
мониторинга вторичных источников информации в интернете и доступных СМИ.
Следует
впрочем, различать эти виды наблюдения по КАЧЕСТВУ предоставляемой
информации.
Непосредственное
наблюдение за объектом и его активностью (бизнес/хозяйственной/экономической
иной) предоставляет разведчику и органу, ведущему разведку, самую
СВЕЖУЮ, АКТУАЛЬНУЮ и ДОСТОВЕРНУЮ информацию.
При
этом, сам разведчик-наблюдатель, фактически превращается в ПЕРВОИСТОЧНИК, владеющий всей
полнотой информации по наблюдаемым параметрам объекта.
Информация
ПЕРВОИСТОЧНИКОВ в разведке – наиболее
ценный продукт
для дальнейшей аналитической обработки, ведь, чем СВЕЖЕЕ и
ДОСТОВЕРНЕЕ
сведения и данные, тем более точный ПРОГНОЗ-ОЦЕНКУ они позволяют
составить, учитывая самые последние изменения и активность, связанные с
объектом разведывательной разработки.
Основатель
«империи» Wal-Mart Stores,
Inc. – Сэм Уолтон,
фактически до последних дней своей жизни, не брезговал лично посещать магазины
и торговые площадки конкурентов, интересуясь как положительными, так и
отрицательными (чтобы их не воспроизводить) практиками и технологиями, получая
самую актуальную информацию, которую было бесполезно искать в газетах.
Наблюдение, отслеживание или
мониторинг вторичных источников информации, также достаточно важная форма
наблюдений в разведке, позволяющая, прежде всего, идентифицировать и впоследствии
выйти на ПЕРВОИСТОЧНИКИ – непосредственных авторов, носителей нужных/искомых
знаний
и информации.
Строить
ПРОГНОЗЫ на основе исключительно ВТОРИЧНОЙ информации
– штука достаточно рискованная. Невольно приходит на ум фраза из известного
романа:
«Свежесть бывает только одна —
первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает,
что она тухлая!» (Мастер и Маргарита)
Возможно
ли представить, что военная разведка в условиях конфликта, к примеру, собирает
сведения о противнике исключительно из открытых источников ВТОРИЧНОЙ
информации?
Разгром и поражение в таком случае будут неминуемы.
2. Опрос
Метод
сбора сведений, включающий в себя различные виды и формы коммуникации с
источниками информации, от непосредственной беседы под прикрытием, с источником
внешней разведывательной сети и выведывания, до анкетирования и коммуникации с
источниками посредством современных методов коммуникаций: форумы, соц.сети,
сайты и блоги с обратной связью и т.п., включая и телефонные коммуникации.
Опрос,
в принципе, предполагает работу с ПЕРВОИСТОЧНИКОМ – носителем искомых
знаний и/или сведений. Другое дело, что сам опрашиваемый источник, часто выступает
носителем вторичной информации, однако, способен вывести на истинный ПЕРВОИСТОЧНИК информации.
3. Сбор/отбор проб и образцов
Метод
сбора информации, подразумевающий непосредственное получение конкретных
образцов, изделий, товаров, моделей, услуг, документации, имеющих отношение к
исследуемому объекту и его активности.
Приобретение
услуги или конкретного товара, с последующим инженерным анализом. При этом, сам
оригинал образца,
модели, оригинального документа – выступает в качестве ПЕРВОИСТОЧНИКА, содержащего в
себе техническую, технологическую или иные виды сведений зафиксированных
непосредственно в исследуемом образце.
Вот,
собственно, краткий перечень методов и их особенностей при
СБОРЕ информации
в коммерческой разведке.
Не
следует путать, ПРОЦЕСС разведки и ее конечный
РЕЗУЛЬТАТ.
Когда в литературе и фильмографии мы видим, как отважный, но скрытный
разведчик, ведет наблюдение, берет языка, работает с агентами и прочими красотками,
мастерски обходит ловушки контрразведки и прочей безопасности, попутно
уворачиваясь от пуль, мы понимаем – ВОТ ОНА – РАЗВЕДКА!
Однако,
это – ПРОЦЕСС разведки, хотя и представленный в несколько
утрированном виде.
Результаты
разведки и, что важнее, выработку этих результатов, в фильмах и книгах
показывают редко.
Трудно
представить аналитическую работу в захватывающем внимание виде – стороннему кинозрителю
или читателю. В лучшем случае, где-нибудь в конце или середине художественного
произведения, выходит начальник штаба (полка/дивизии/армии/фронта) и сухо
докладывает командиру, что по данным разведки противник готовиться нанести удар
в таком-то квадрате или на участке.
Аналитическая
работа разведотделов и аналитиков по переработке получению результатов разведки
остается за рамками повествования. Именно поэтому, многие имеют превратное
понимание о сути разведки и путают процесс разведки с ее конечным результатом.
Между тем, прямое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ разведки,
причем любой, от метеорологической и геологической, до военной, политической,
включая и коммерческую – ПРЕДУПРЕДИТЬ,
лиц, ответственных за принятие решений, о
РИСКАХ и ВОЗМОЖНОСТЯХ исследуемой среды для нашей собственной активности.
|
Собственно
– ПРЕДУПРЕДИТЬ, следует понимать буквально! То есть – ЗАРАНЕЕ,
ДО ТОГО
момента, как выявленные РИСКИ/ВОЗМОЖНОСТИ, реализуются в
реальности и смогут оказать влияние на деловую активность нашей компании.
Конечным
результатом разведки является – ПРОГНОЗ-ОЦЕНКА о будущих
РИСКАХ/ВОЗМОЖНОСТЯХ,
имеющих высокую вероятность реализации в реальности и способных повлиять на бизнес
компании.
Для
подобного ПРЕДВИДЕНИЯ будущих событий, существует довольно обширный набор аналитических методов и приемов,
позволяющих составлять достаточно точные, вернее, высоковероятные ПРОГНОЗЫ
и ОЦЕНКИ ситуации,
с механизмами коррекции и уточнения.
Сами по себе методы СБОРА сведений, сколь бы эффективными
они не были, БЕЗ последующей обработки и переработки
их в ПРОГНОЗ-ОЦЕНКУ – не имеют большого смысла, ведь, мы и так
понимаем или можем понять то - что происходит сейчас.
Задача
же разведки – заглянуть – В ЗАВТРА и ПРЕДУПРЕДИТЬ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий