девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

суббота, 28 мая 2011 г.

От ООКР к ОПКР не спеша и ОСТОРОЖНО!!!


 Где уменье и сноровка – там и палка – что винтовка.

Рассмотрев ключевые особенности организации коммерческой разведки (ООКР), вероятно, имеет смысл перейти к рассмотрению некоторых вопросов ОПКР – одиночной подготовки коммерческого разведчика.



          Во-первых, данный раздел, безусловно, будет полезен тем, кто хочет подробнее узнать о нюансах работы в данной специальности;
          Во-вторых, предлагаемые материалы послужат вспомогательным подспорьем в обучении и подготовке самих коммерческих разведчиков, показывая им, в том числе, некоторые нюансы, издержки и особенности этой профессии;
          В-третьих, данный раздел будет полезен и работодателю, т.е. – непосредственному руководителю (а равно и его непосредственному заместителю) системы коммерческой разведки компании, помогая и ему разобраться в нюансах и тонкостях специальных исследований в интересах своего бизнеса;
          Наконец, в-четвертых, ОПКР – одиночная подготовка коммерческого разведчика – есть неотъемлемая составляющая часть ООКР (особенностей организации коммерческой разведки), позволяющей лучше понять сущность данной работы, организовать ее более эффективным способом и осуществить должную подготовку и обучение собственных разведчиков-аналитиков.
ТОЛЬКО НЕ СПЕШИТЕ и НЕ ТОРОПИТЕСЬ!!! – это ВАЖНО!!!
Помните! Подавляющее большинство ошибок ФАТАЛЬНОГО характера, ведущих к провалам и крупным репутационным издержкам для вашего бизнеса – возникают вследствие СПЕШКИ и желания получить практические результаты в минимально короткие сроки.
Вы развертываете систему специальных исследований, ориентированную на будущее, т.е. при правильной организации дела вы и так получите свой выигрыш во времени, по крайней мере, по сравнению с теми, кто НЕ использует аналогичный потенциал рыночных исследований (а их, напомню – около 92% от общего числа российских компаний).
Посему НЕ спешите!
Тщательно отбирайте сотрудников для создаваемой разведывательной системы. При этом, как уже говорилось ранее, НЕ торопитесь сообщать своим специалистам, что вы отбираете их именно для разведки!
Когда вы развертываете специальные исследования по направлению тактической коммерческой разведки и создаете «временную группу» по вопросам информационного обеспечения кризис-менеджмента – в этом, по сути, НЕТ вообще ничего разведывательного!
Определив группы рисков и организовав их мониторинг силами «временной группы» – пристально присмотритесь к самим специалистам, которых вы в эту группу включили. Присмотритесь – на предмет их взаимодействия; поведения; интереса к работе; творчества и креативности.
Кстати, надеюсь, вы НЕ забыли, что при осуществлении отбора в эту группу необходимо провести собеседование с каждым потенциальным кандидатом.
При этом, упаси вас Бог – хоть что-то говорить и/или даже намекать о разведке!!!
Речь должна идти только о работе в рамках кризис-менеджмента!
А также выборе этой работы по добровольному принципу – т.е. по согласию.
Однако, уже на этом собеседовании, делая упор на то, что кандидату во время предстоящей работы станет известен некий массив служебной информации, безусловно, составляющей коммерческую тайну – потенциальному кандидату в разведчики необходимо указать на НЕОБХОДИМОСТЬ ее сохранения и НЕДОПУСТИМОСТЬ разглашения!
Кстати, подумайте и о мерах материального стимулирования. В конце концов, надбавки за «секретность» платят даже государственным служащим.
Нелишним, возможно, будет и подписание некоего конфиденциального служебного документа-обязательства – о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну компании. Установка некоего «испытательного срока» – лишней, тоже НЕ будет!
Вот теперь, вы можете допустить отобранных кандидатов к мониторингу рисков/возможностей в рамках тактической коммерческой разведки.
Не беда! Если во время «испытательного срока» кто-то из ваших кандидатов откажется от этой работы или же окажется к ней недостаточно пригоден.
Ничего страшного!!! Вы можете смело и без особого ущерба вывести его из состава вашей временной группы – он ведь, НИКАКОЙ РАЗВЕДКОЙ НЕ занимался! Подписка о неразглашении (коммерческой тайны, конечно), впрочем, остается в силе, НО если даже у вашего неудачного кандидата окажется «длинный язык» – ЧТО КОНКРЕТНО он сможет рассказать сослуживцам или (в худшем варианте) посторонним?
Да, ничего ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯШЕГО!!!
С подходящими же по своим деловым и моральным качествам, кандидатами, успешно прошедшими «испытательный срок», вам предстоит провести как минимум еще одно собеседование, раскрыв суть и содержание дальнейшей работы.
Только делайте это с УЖЕ ПРОВЕРЕННЫМИ специалистами – теми, кому можно доверять и доверить реализацию комплекса специальных исследований рыночных параметров вашего бизнеса!
Кстати, полезно будет сообщить вашим уже проверенным кандидатам, что работа коммерческого разведчика-аналитика всегда сопряжена, как минимум с двумя существенными ограничениями:
          Во-первых, это ОГРАНИЧЕНИЕ КАРЬЕРНОГО РОСТА!
Особенности самого рода коммерческой разведывательной деятельности, как правило, всегда накладывают ограничения на возможности карьерного роста разведчика-аналитика.
Дело в том, что специалист коммерческой разведки, по сравнению с прочими линейными сотрудниками компании работает в совершенно иной системе координат.
Он практически никогда НЕ решает задачи, относящиеся к текущей деятельности, поскольку сфера его интересов лежит во временных границах запланированных стратегических целей бизнеса, т.е. относится к будущему, причем, даже в случаях мониторинга объектов тактической разведки (здесь, просто, временной лаг короче).
Вторая особенность разведывательной работы заключается в том, что аналитику разведки, в целях наиболее эффективного обмена служебной и разведывательной информацией НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО изменять свой служебный статус. Например, коммерческий разведчик в статусе менеджера среднего звена может на равных общаться и с линейными сотрудниками, и с менеджерами среднего звена.
Теперь, представим, что статус разведчика изменился, к примеру, он стал топ-менеджером, входящим в круг высшего управления компании. Может ли он по-прежнему на равных общаться с линейными сотрудниками и с менеджерами среднего звена? И будет ли такой обмен информацией равноправным, равнонаправленным и продуктивным?
Наконец, еще одна особенность разведывательной работы заключается в том, что со временем разведчик превращается в высококвалифицированного эксперта по отдельным направлениям бизнеса компании.
Он будет отлично знать все тонкости и нюансы рыночного сегмента и внешнего окружения, но в еще большей степени разведчик овладевает тонкостями, нюансами, секретами и намерениями собственной компании, включая ее наиболее слабые места и точки уязвимости.
И ВСЕ это, при фактической НЕВОЗМОЖНОСТИ повышения своего личного статуса!!!
Нетрудно представить, какой ущерб может нанести компании переход такого специалиста, например, к конкуренту.
Вот почему, такая работа должна иметь компенсации!!!
В любой сфере деятельности (политической, военной, коммерческой и т.п.), профессиональный разведчик, являет собой «золотой фонд», настоящий «алмаз в короне».
Их необходимо беречь, холить и лелеять, в том числе мерами морального и материального стимулирования.
          Во-вторых, это ОГРАНИЧЕНИЯ определяемые СЕКРЕТНОСТЬЮ!
Однажды, не помню точно, где-то на форуме или в одной из дискуссий в соц-сетях, обсуждался вопрос – «что должен скрывать о себе разведчик».
Так вот – в разведке коммерческой, разведчик должен скрывать о себе только ОДНО – ТО, что он, собственно, является разведчиком!
Этого обстоятельство профессиональной сферы деятельности ВАЖНО скрывать даже от домашних.
 
Профессиональная коммерческая разведка работает эффективно – НЕ ПРОЯВЛЯЯ абсолютно никакой видимой ВНЕШНЕЙ АКТИВНОСТИ, НЕ ЗАСВЕЧИВАЯ своего ПРИСУТСТВИЯ и НЕ ОБОЗНАЧАЯ ОБЪЕКТОВ своего разведывательного интереса!
Настоящий разведчик это – «мышь под веником» – т.е. АБСОЛЮТНО НЕ ВЫДЕЛЯЮЩИЙСЯ, на общем фоне – человек/специалист/сотрудник. Он должен видеть и подмечать все – оставаясь при этом абсолютно НЕ видимым, в силу своей среднестатистичности/заурядности/неприметности – в глазах окружающих.
ОЧЕНЬ ОПАСНО!!! и КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНО привлекать для разведки людей – ищущих славы, почета и/или известности!!!
Разведчики вообще-то, бывают известными – ТОЛЬКО это, как правило – провалившиеся и «засвеченные» разведчики – малопригодные для дальнейшей разведывательной работы – именно в силу своей широкой известности.
Любая утечка информации во внешнюю среду о разведчиках или разведке (читай шпионаже) способна отразиться для бизнеса самыми неблагоприятными последствиями и репутационными издержками.
Тем не менее, разведчик должен быть амбициозен и стремиться к повышению своего мастерства, но эти амбиции несколько иного рода.
Знать то – чего не знают другие, уметь решать логические и алогичные задачи, быть способным просчитывать варианты на несколько шагов вперед, испытывать интерес и драйв от самой работы, интеллектуальная власть, наконец – вот, самые подходящие амбиции для настоящего коммерческого разведчика.
Тотальная секретность разведывательной деятельности налагает на коммерческого разведчика особые ограничения:
НИГДЕ, ни дома, ни на работе, ни, тем более, при решении стоящих задач специальными методами исследований разведчик не имеет права раскрывать или «засвечивать» свою истинную миссию!

О всех его «подвигах» и успехах будет знать только один человек – его непосредственный начальник и никто более. Иногда, (все конечно зависит от человека) вынести такую ношу не простая задача.

Впрочем, сама работа (не говоря уже о мерах морального и материального стимулирования) тоже, отчасти, является компенсацией этих ограничений, при условии, конечно, если она интересна разведчику. В этом случае она предоставит массу возможностей для самореализации и интересные внешние контакты.
Каждый кандидат, желающий заниматься специальными исследованиями и пригодный, по своим морально-деловым качествам к этой работе, ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСВЕДОМЛЕН об УКАЗАННЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ, сопровождающих данный род деятельности.
Теперь, пара хороших новостей для тех – кто желает ПРОСЛАВИТЬСЯ на ниве коммерческой разведки.
          Во-первых, для того, чтобы прославиться в качестве коммерческого разведчика, а еще лучше ШПИОНА (шпион – всегда круче разведчика – посмотрите фильмы, почитайте детективы) – АБСОЛЮТНО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! – иметь к этой деятельности хоть какое-то отношение;
          Во-вторых, достаточно просто рассказать (естественно, по секрету), а еще лучше – ПОКАЗАТЬ, что вы, на самом деле, например, промышленный ШПИОН международного масштаба – своим домашним, знакомым, друзьям/подругам – и СЛАВА не заставит ждать себя долго.


 Имеется, правда, вероятность, что рано или поздно «заслуженная» СЛАВА может выйти боком организации, в которой вы трудитесь, как минимум репутационными издержками.
Но какое, в конце концов, это имеет значение, когда речь идет о собственной значимости, амбициях и репутации в глазах окружающих?
А в целом:
Тем же, кто желает добровольно посвятить себя новой и достаточно увлекательной (хотя, временами и довольно рутинной) сфере деятельности, четко осознавая при этом все ее издержки и ограничения, а также степень собственных самоограничений:
Добро пожаловать в профессию!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий