девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

среда, 27 апреля 2011 г.

Три вида коммерческой разведки


Узкий специалист знает очень много об очень малом, а самый узкий специалист знает почти все ни о чем.

Дабы не быть многословным по предмету, о котором уже написано, издано, опубликовано и обнародовано весьма значительные объемы информации, пробежим эту тему «чисто» конспективно и с многочисленными ссылками на уже выложенные материалы.
В конце концов, у нас здесь все же азы и ликбез отчасти, посему повторение известного, явно не будет лишним.
Для начала, несколько прописных истин:
Итак, коммерческая разведка и ее виды. Почему имеется необходимость деления данного вида деятельности на отдельные виды и как эти виды взаимодействуют между собой?
Разведывательная деятельность не являет собой некоего монолита, на самом деле, коммерческая разведка (как и ее военный аналог) состоит из нескольких составных и неразрывно связанных между собой частей, различающихся по охвату и объемам изучаемых объектов (рисков/возможностей рыночного характера).
Отдельную составную часть разведки принято называть видом.
Каждый вид коммерческой разведки имеет отношение и обслуживает свой – узкий и целевой сегмент в сфере деятельности компании.
Все виды разведки являются взаимодополняющими, НО НЕ взаимозаменяющими!
Слишком разные группы объектов они изучают и рассматривают.
Каждый из видов коммерческой разведки обладает собственным содержанием по широте спектра исследуемых проблем, их информационному охвату и глубине временной перспективы изучения.
Именно поэтому каждому отдельному виду коммерческой разведки соответствуют свои источники информации.
Впрочем, довольно часто источники информации присущие одному виду разведки способны обеспечивать сведениями и другие виды коммерческой разведки.
Каждый вид разведывательной деятельности, как правило, осуществляется собственным составом сил, средств и источников информации.
- ТАКТИЧЕСКОМ;
- ОПЕРАТИВНОМ;
- СТРАТЕГИЧЕСКОМ.


Интеграция уровней разведки

ТАКТИЧЕСКАЯ коммерческая разведка изучает риски/возможности рыночного характера, касающиеся текущего бизнеса компании. Она призвана обеспечивать в информационно-аналитическом плане – конкурентоспособность и выживаемость компании в условиях реального времени – т.е. непосредственно в процессе ее повседневной деятельности.
Методики выявления целей и объектов тактической коммерческой разведки имеют ряд особенностей, но, в принципе, определяются алгоритмом идентификации целей методом мозгового штурма в процессе проведения военных игр оперативно-тактического характера.
Еще одной особенностью тактической коммерческой разведки является то, что при наступлении неких кризисных/форс-мажорных явлений/ситуаций/обстоятельств практически вся система коммерческой разведки компании, по сути, преимущественно становится тактической, в связи с резким увеличением количества действующих рисков.
В отличие от тактической разведки – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ коммерческая разведка оперирует на более широких просторах, относящихся к тем рискам/возможностям рыночного характера, которые непосредственно оказывают влияние (позитивное/деструктивное) на потенциал достижения стратегических целей бизнеса компании.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ коммерческая разведка призвана обеспечить возможности достижения компанией тех долгосрочных стратегических целей бизнеса, которые предприниматель наметил для воплощения. Весьма значительное количество вероятных рыночных рисков/возможностей, способных оказать свое воздействие на достижение этих стратегических целей, компенсируется, во-первых, точным целеуказанием (т.е. выбора конкретных, а НЕ абстрактных целей бизнеса), а. во-вторых, реальным наличием времени на исследования этих вероятных объектов изучения.
Как и в случае с выбором тактических целей, методики выявления целей и объектов стратегической коммерческой разведки определяются алгоритмом идентификации целей методом мозгового штурма в процессе проведения военных игр оперативно-стратегического характера, но по иным (в отличие от тактической разведки) целям.
А вот, про ОПЕРАТИВНУЮ коммерческую разведку разговор особый!
Дело в том, что на самом деле – ТОЛЬКО такие виды коммерческой разведки как – ТАКТИЧЕСКАЯ и СТРАТЕГИЧЕСКАЯ – способны работать на УПРЕЖДЕНИЕ событий, буквально заглядывая за горизонт текущих событий!
ОПЕРАТИВНАЯ же коммерческая разведка – как вид специальных исследований, по сути, является – специальным видом расследований.
Как правило, это расследование либо уже прошедших, либо текущих событий.
На самом деле, весь набор инструментов по идентификации и выявлению объектов и целей разведки, реализуемый в ходе различных по содержанию методик военной игры «Kriegsspiel» фактически является различными видами моделирования будущих, еще не произошедших событий/явлений/факторов, сопровождаемых определенными группами рыночных рисков/возможностей.
Как показывает практика, в процессе такого моделирования:
- во-первых, часто моделируется значительное количество рисков/возможностей, часть из которых НЕ учитывается ввиду маловероятности или кажущейся незначительности;
- во-вторых, часть реальных, но еще НЕ проявившихся, в достаточной степени, рыночных факторов может попросту выпасть из поля зрения целевой аудитории, задействованной (участвующей в военной игре) в моделировании.
Именно эти, неучтенные ранее (или отбракованные в процессе «Kriegsspiel») факторы, в случае их реализации способны оказать самое деструктивное воздействие на бизнес компании, имея характер ВНЕЗАПНЫХ и НЕОЖИДАЕМЫХ событий.
Собственно, подобные ВНЕЗАПНЫЕ и НЕОЖИДАЕМЫЕ события и выступают основными объектами изучения ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки.
ОПЕРАТИВНАЯ коммерческая разведка имеет свои особенности.
Как правило, события, которых мы не ожидали и/или не смогли смоделировать (спрогнозировать) заблаговременно, уже реализовались и оказали свое негативное воздействие на бизнес-деятельность компании.
В этих условиях разведывательная структура компании обязана направить все имеющиеся силы и резервы на расследование происходящего с целью выявления новой (не известной доселе) группы рисков и отнесения ее к действующим тактическим или стратегическим рискам, а также идентификации разведпризнаков проявления активности этой группы рисков в рыночной сфере деятельности компании.
При этом, желательно сохранять усилия на направлении тактической коммерческой разведки (поскольку, временной лаг реагирования в текущей деятельности (в отличие от стратегической линии исследований) максимально краток).
Направление ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки весьма важно – оно призвано обеспечивать знаниями о внезапных/пропущенных/проигнорированных (ранее) факторах и условиях рыночной среды – от появления нового законодательства и/или конкурента, до проявления новых (ранее не известных) рыночных тенденций и/или технологий.
ВСЕГО, как известно, заранее предусмотреть – НЕВОЗМОЖНО!

Комментариев нет:

Отправить комментарий