Существуют вопросы, на которые нет ответов; но есть ответы, вызывающие массу вопросов.
Э.А. Севрус
Специальные исследования – вид деятельности особый. Ваши специалисты – разведчики-аналитики – должны уметь не только грамотно работать с информацией, но и предоставлять вам данные/разведывательные оценки – обоснованные подтверждающими эти данные доводами и аргументами.
Привыкайте, и требуйте этого от своих разведчиков. Никогда НЕ верьте бездоказательным или НЕ аргументированным утверждениям!
Именно поэтому, здесь – в этом посте, я постараюсь аргументировать некоторые положения поста предыдущего, имеющие НЕ явное, но весьма существенное значение для эффективности текущей и будущей разведывательной деятельности в интересах вашего бизнеса.
Ряд уже рассмотренных вопросов, требуют более детального рассмотрения и аргументации.
Итак:
Зачем подразделение/разведгруппа должна быть ОТДЕЛЬНЫМ подразделением?
Это определяется спецификой деятельности и требованиями секретности и конспирации к самой разведывательной деятельности.
О специальных исследованиях в интересах вашего бизнеса и их специфике НЕ должны знать посторонние – НЕ принимающие непосредственного участия в этой деятельности.
Некоторые негативные последствия размещения разведгруппы в уже существующих подразделениях уже были рассмотрены ранее, но ведь ваша разведгруппа действительно будет работать по тем направлениям (более того, относящимся исключительно к будущим событиям), которые не охвачены существующими линейными отделами/подразделениями вашей компании.
Статус отдельного подразделения снимает целый ряд вопросов у непосвященных в тонкости организации и ведения разведки.
При этом ВАЖНО!!!
Специалисты, включенные в состав разведгруппы – остаются (по штатному расписанию) на тех же должностях и в тех же подразделениях, где они и работали до своего включения во «временную группу» по направлению кризис-менеджмента.
У них, правда, должно быть отдельное помещение (а также необходимое техническое оснащение) – для работы группы, НО часть своего рабочего времени они по-прежнему будут проводить в своих «родных» отделах/подразделениях.
Для чего необходимо делать разведгруппу СБОРНОЙ?
Хорошая разведгруппа – это не только СБРОД – в хорошем смысле этого слова, но и объективная необходимость, влияющая на эффективность качественного сбора сведений и разведывательной информации по задачам, решаемым коммерческой разведкой.
В чем плюсы «СБРОДНОГО» состава разведывательной команды, включающей в себя специалистов разных направлений бизнеса?
– Во-первых, в облегчении доступа к информации по объектам разведки, уже полученной и имеющейся в линейных отделах компании.
Помните – разведчик, НИКОГДА НЕ СПОСОБЕН получить 100% информации о грядущем событии. Такое возможно только в ретроспективе, т.е. когда само событие уже произошло и достаточно исследовано и описано, причем с различных точек зрения.
Именно поэтому аналитик разведки ДОЛЖЕН УМЕТЬ делать обоснованные выводы по исследуемой проблеме, располагая от 20% до 60% информации по решаемой задаче.
Однако, если принять эти – 20% – 60% информации – за 100%, то в зависимости от разницы текущей деятельности и намеченных стратегических (т.е. будущих) задач бизнеса, доля информации, УЖЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ внутри собственной компании и ПРИГОДНОЙ к ИСПОЛЬЗОВАНИЮ в интересах коммерческой разведки, может составлять от 20% до 70%.
Эта информация, получаемая линейными подразделениями вашей компании в процессе текущей, повседневной деятельности. Впрочем, это весьма ценная доля.
Только подумайте – на момент развертывания разведывательной деятельности по конкретному объекту или задаче сотрудники вашей разведывательной группы уже способны, совершенно БЕСПЛАТНО и, затратив МИНИМУМ времени, получить от 20% до 70% требуемой им информации. Данная информация добывается, накапливается, хранится и обновляется, по большей части – именно в тех отделах/подразделениях, специалисты из которых, по профилю работы, включены в состав вашей разведгруппы.
Остается только взять эту информацию и использовать ее для решения стоящих разведывательных задач.
– Вторым очевидным плюсом, «СБРОДНОГО» состава разведывательной команды – является потенциал создания и развертывания собственных разведывательных сетей (разведсетей) источников сбора сведений и данных.
Основное богатство ваших разведчиков-аналитиков (кстати, разведчиков-аналитиков – именно потому, что им в своей работе придется совмещать, как минимум две функции – оперативника и аналитика) – это собственная сеть источников разведывательной информации.
Такая сеть состоит из двух взаимодополняющих частей – ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ. |
Внешняя разведсеть источников – включает в себя любые источники, находящиеся вне пределов вашей компании.
Внутренняя разведсеть – соответственно, источники сведений – внутри вашей компании, т.е. конкретных специалистов линейных подразделений, работающих с внешней средой и получающих сведения о ее текущем состоянии или же происходящих в ней изменениях и трансформациях.
Этим достигается наиболее плотное и продуктивное взаимодействие системы коммерческой разведки с информационной системой коммерческой организации, решая многие проблемы в рамках актуальной концепции самообучающейся организации.
Суть данной концепции заключается в активных процессах овладения компанией методами своевременного, чуткого и гибкого управления производством и бизнес-процессами в ходе собственной повседневной деятельности. Основой таких процессов является два вида информационного взаимодействия.
– Во-первых, это глубочайшее информационное взаимодействие всех структурных подразделений компании с окружающей внешней средой (рыночным окружением);
– Во-вторых, это глубокое информационное взаимодействие и поддержка всех структурных подразделений между собой.
Концепция самообучающейся организации позволяет максимально снизить временнЫе рамки информационного обмена между подразделениями/отделами обо всех новшествах и изменениях, происходящих во внешней среде.
Улавливая новые перспективные и/или угрожающие тенденции и изменения, появление новых технологий, в том числе управленческих, компания получает возможности максимально быстрого и эффективного приспособления и гибкой адаптации к изменениям внешней среды. Главным «двигателем» концепции самообучающейся организации внутри компании является собственное подразделение коммерческой разведки.
Система коммерческой разведки, обладая развитой и отработанной системой коммуникаций (внутренней разведсети) обратных связей, служит «кровеносной системой», быстро и эффективно разносящей жизненно-важную информацию до всех заинтересованных звеньев и сотрудников компании. |
Это позволяет максимально быстро и эффективно использовать важную информацию для предельно возможной и гибкой адаптации к изменениям внешней среды, удержания на должном уровне конкурентоспособности и эффективного достижения стратегических целей бизнеса.
Очень важно, чтобы каждый сотрудник на своем рабочем месте знал, кому/куда, в случае необходимости, он может сообщить свежую и важную информацию, полученную им из внешней среды, и был заинтересован в этом (возможны меры материального стимулирования), осознавая всю важность данного процесса для собственной компании.
Внутренняя разведсеть сбора и обмена информации о рисках, угрозах и возможностях внешнего окружения позволяет системе коммерческой разведки:
– расширить базу источников информации;
– существенно сократить время на обнаружение важных изменений внешней среды;
– повысить качество собираемой разведывательной информации, позволяющей принимать адекватные управленческие решения стратегического и тактического характера;
– максимально эффективно адаптировать деятельность компании к любым изменениям внешней среды и удерживать конкурентоспособность бизнеса на должном уровне.
Таким образом, каждый член «СБРОДНОГО» состава разведывательной команды, являясь специалистом со служебными связями в профильной сфере деятельности компании, уже изначально располагает зачатками собственной сети отраслевых источников информации, и имеет очевидные бонусы при развертывании внутренней разведсети коммерческой разведки.
– Третьим очевидным плюсом, «СБРОДНОГО» состава – является увеличение потенциала идентификации РАЗВЕДПРИЗНАКОВ активности объектов разведывательной разработки.
Итак, как мы уже рассматривали ранее – особенностью получения превентивной информации о будущих – еще НЕ наступивших событиях является то, что такая информация может быть выведена в процессе информационно-аналитической обработки СОВОКУПНОСТИ СВЕДЕНИЙ и ДАННЫХ о признаках наступления/реализации тех или иных сценариев/версий развития событий.
Именно – СОВОКУПНОСТЬ РАЗВЕДПРИЗНАКОВ позволяет разведчикам с достаточно высокой степенью вероятности и достоверности прогнозировать наступление и дальнейшее развитие тех или иных событий. |
Чем больше разведпризнаков, желательно из разных сфер, связанных с предметом и сферой исследований установлено – тем ВЫШЕ вероятность и достоверность превентивной информации – о еще НЕ произошедших событиях.
Будущие и/или еще только разворачивающиеся события/явления – проявляют следы своей активности и грядущей реализации в разных сферах и по-разному. Вот, почему так важно отслеживать признаки этой активности в разных сферах и отраслях, например:
– в маркетинге;
– в сфере Pr;
– в отраслевой интернет/блогсфере;
– в сфере инноваций и технологий;
– в сфере изменения законодательства;
– и т.п. (в зависимости от задач исследований, увязанных с целями бизнеса компании).
А ведь, ваша «СБРОДНАЯ» команда – как раз и включает в свой состав специалистов, связанных именно с этими сферами исследований. Более того, они уже, в принципе, знают/представляют – где искать; какими методами; какие еще авторитетные источники внешней разведсети необходимо привлечь/приобрести для получения более качественных результатов исследований.
– Наконец, заключительным плюсом, «СБРОДНОГО» состава разведывательной команды – является разработка/поиск/изобретение новых методов поиска важной разведывательной информации, а также последующая синергия разведгруппы.
Вы не задумывались о том, что работая в составе смешанной команды, специалисты в какой-то мере способны перенимать «чужой опыт» сопредельной специальности?
Маркетолог, со временем будет способен видеть активность проявления объектов разведки не только в сфере маркетинга, но и в сопредельной сфере, например, отраслевого Pr-а, набравшись опыта от Pr-щика – и наоборот, соответственно.
Более того, работая совместно и набираясь практического опыта, ваши разведчики-аналитики будут способны изобрести абсолютно новые методы поиска информации и найти новые сферы ее обнаружения. На стыке сфер маркетинга, Pr и инноваций, например, т.е. там – где отдельный, что называется, «чистый» маркетолог, Pr-щик или технолог – НЕ обнаружит ничего ВОВСЕ или же не придаст увиденным слабым признакам никакого значения – ибо с позиции (и на взгляд) отдельного узкого специалиста они действительно малозначительны и/или ничего не значат.
Ну, и наконец, собственно – синергия. С течением времени (и при правильном подборе кадров) ваши разведчики будут понимать буквально с полуслова, что от них требуется, что для этого надо сделать и где осуществлять конкретные поиски.
СИНЕРГИЯ – т.е. рост эффективности команды в процессе совместной деятельности – великая вещь!
Почему противопоказано размещать разведгруппу в структурах СБ?
Поскольку речь у нас здесь идет о структуре коммерческой разведки, осуществляющей специальные исследования рисков/возможностей РЫНОЧНОГО (а вовсе НЕ криминального) характера, ее размещение и/или подчинение структурам службы безопасности предприятия может привести к весьма печальным последствиям.
Прежде всего – это отразится на эффективности всей разведывательной системы компании в целом.
Не будем разбирать опасности утечки информации или появления вполне обоснованных вопросов к деятельности этой группы у линейных сотрудников подразделения службы безопасности.
Остановимся на вопросах эффективности работы с уже рассмотренной ранее внутренней разведсетью источников информации.
В коммерческой разведке, работа с ВНУТРЕННЕЙ РАЗВЕДСЕТЬЮ источников – строится на ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ отношениях! |
В самом деле, нет ничего проще, когда сотрудник отдела, включенный во «временную группу» по направлению кризис-менеджмента, продолжает общаться со своими сослуживцами по «родному» отделу/подразделению, что называется в рабочем порядке, обмениваясь с ними значимой информацией.
Оставьте агентов, вербовки и т.п. – за границами ваших специальных РЫНОЧНЫХ исследований! Ни к чему хорошему это НЕ приведет! |
К тому же, вы, как, впрочем, и ваша компания НИКАКОЙ РАЗВЕДКОЙ, а тем более ШПИОНАЖЕМ НЕ занимаетесь и в помине! Помните?
Посему – доверительные рабочие отношения и контакты ваших разведчиков с внутренним персоналом компании – и ничего более!
А теперь, представьте, что вы взяли!!! и ПЕРЕПОДЧИНИЛИ!!! своих специалистов по рынку – службе своей же безопасности!
И вот, заходит такой маркетолог (вернее, уже сотрудник СБ) в свой «родной» отдел и пытается получить сведения у своих сослуживцев. Как вы думаете, насколько возможен продуктивный и доверительный обмен сведениями между рядовым сотрудником и сотрудником СБ? Это как-нибудь отразится на эффективности информационного обмена?
Теперь, представим иной вариант! Вы подчинили структуру коммерческой разведки – напрямую службе безопасности и ее руководителю!
Да ведь это же один из ярких демаскирующих признаков ШПИОНАЖА!!!
Спрашивается, почему группой экономистов, маркетологов и прочих специалистов по бизнесу руководит начальник СБ, вряд ли хорошо разбирающийся в тонкостях бизнеса и РЫНОЧНОГО (а НЕ криминального) кризис-менеджмента? Спрашивается, ну, причем здесь начальник безопасности? Короче, дело ясное, что дело тёмное. Люди, ведь, тоже не дураки, многое понимают и способны на самостоятельные выводы и оценки.
Как же они взаимодействуют – разведка и безопасность?
А вообще никак!!! Повторюсь, о собственной разведке знают только: собственник бизнеса; заместитель по разведке; и специалисты – непосредственно осуществляющие ее ведение. Официально компания НЕ располагает разведкой ВОВСЕ!
Если система коммерческой разведки, волею случая, выявляет риски НЕ рыночного, но КРИМИНАЛЬНОГО характера, требующие реагирования – она доводит эту информацию до собственника, а тот, в свою очередь, до своей службы безопасности.
Сферы деятельности службы безопасности и коммерческой разведки практически никогда НЕ пересекаются между собой.
Другое дело, что разведка способна выявить и идентифицировать самые слабые и еще далекие проявления рисков, например, использования конкурентным окружением методик нелинейного менеджмента или начала репутационных атак.
Или, например, разведчики-аналитики установили компании, привлекательные для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия, но, НЕ проверенные, что называется на «вшивость» по линии безопасности (забегая вперед, скажу, что коммерческая разведка НЕ занимается подобными проверками).
И в том, и в другом случае система разведки доводит эту информацию до сведения собственника, оставляя на его усмотрение дальнейшие действия или деятельность по линии обеспечения безопасности бизнеса от криминальных рисков или факторов конкуренции НЕ РЫНОЧНЫМИ методами, благо, у него есть для этого специальное подразделение – СБ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий