девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

среда, 27 июля 2011 г.

Профессия – «невидимка» в работе, которой – НЕТ! ЧАСТЬ I. Основная. Глава 2. О тактике «растворения в среде» и еще, кое о чем…


Если хочешь спрятать дерево – спрячь его в лесу
старая китайская поговорка

Как уже, вероятно, понятно уважаемому читателю, любые разведывательные операции (вне зависимости от их вида активные/пассивные) и мероприятия коммерческой разведки изначально планируются с соблюдением мер зашифровки/маскировки инициатора их проведения, а также и непосредственных исполнителей – разведчиков-аналитиков. Ваша компания, ведь, как известно, НЕ располагает разведывательными возможностями вовсе, а потому и неспособна вести какую-то сомнительную, на взгляд окружающих, активность.

Она вообще, в принципе, ничем не отличается от иных, родственных по сфере бизнеса, компаний внешнего конкурентного окружения.
План разведки, о котором уже упоминалось ранее, определяет не только цели задачи и объекты системы коммерческой разведки конкретной компании, а также:
          руководителей ответственных за проведение конкретных мероприятий (разработку объектов);
          перечень проводимых разведывательных операций/мероприятий, необходимых для успешного решения поставленных задач и их основную направленность (на что направлены и в отношение какого конкретного объекта разведки/источника информации);
          меры и методы зашифровки/легендирования сотрудников разведоргана ПРИ проведении разведывательных операций/мероприятий и ПОСЛЕ их завершения.
Всесторонне продуманный план разведки должен в обязательном порядке предусматривать:
          алгоритмы действий на случай провала и расшифровки разведывательной активности, с учетом возможных экономических (моральных, репутационных и т.п.) убытков/ущерба;
          меры, которые, даже в случае «провала» и «засветки» разведывательной акции, не позволяют с точностью произвести идентификацию лица, органа и/или компании, проводившего данное мероприятие.
После определения перечня и порядка проведения необходимых разведывательных операций (зафиксированных планом разведки), определяют необходимость использования конкретных легенд прикрытия для каждой разведывательной операции и их (легенд) возможную взаимосвязь.
Исходя из планируемой длительности реализации разведывательных операций/мероприятий, определяют необходимую длительность и виды используемых легенд прикрытия (долгосрочная, краткосрочная, разовая), а также полноту и глубину легендирования (полное или частичное).
Вы уже, надо полагать, ознакомились с особенностями создания «скелета» легенды прикрытия, при ее разработке. Однако этого далеко не достаточно!
Истинная цель легенды прикрытия СОЗДАТЬ разведчику УСЛОВИЯ, когда он способен – полностью «слиться» с ландшафтом или «раствориться» в среде обитания – вернее, конечно в сфере своей непосредственной разведывательной активности.
Стать максимально «невидимым» или неприметным для окружающих (например, в силу привычности картины), когда они либо не обращают на вас внимания, либо общаются с вами, как с привычными и равноправными субъектами взаимодействия, исходя из особенностей используемой вами легенды прикрытия.
Как уже упоминалось ранее, эффективный коммерческий разведчик это – «мышь под веником» – т.е. АБСОЛЮТНО НЕ ВЫДЕЛЯЮЩИЙСЯ, на общем фоне – человек/специалист/сотрудник. Он должен видеть и подмечать все – оставаясь при этом абсолютно НЕ видимым, в силу своей среднестатистичности/заурядности/неприметности – в глазах окружающих.
Именно подобное состояние «невидимости» обеспечивает МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫЕ возможности для сбора интересующей информации, разведки интересующих объектов и целей, иных операций/мероприятий разведывательного характера…
И все это – с МИНИМАЛЬНЫМИ ШАНСАМИ провала и/или нежелательной «засветки» разведывательной активности.
Тактика «растворения в среде» – непременное умение любого специалиста разведки, вне зависимости от сферы ее применения и использования. Только, вот, «растворятся» приходится в разных условиях, и если войсковому разведчику «слиться с ландшафтом» помогают маскхалат и практические умения маскироваться на местности, то, разведчику коммерческому необходимо уметь «растворятся» в деловой среде. Здесь, в роли маскхалата выступает его легенда прикрытия, а умение маскироваться, компенсируется его умением правильного и максимально эффективного использования легенды прикрытия.

Тактика «растворения в среде»
Способность быть незаметным/неприметным/«невидимым» открывает массу возможностей безопасной и незаметной окружающим разведывательной активности. Работая на виду у всех, специалист коммерческой разведки делает свое дело, НЕ привлекая ненужного внимания окружающих и НЕ настораживая их какими-либо предосудительными делами, поступками и/или активностью. Важность этого качества в разведке – «незаметности», признается специалистами всех стран Мира.
Какую роль (амплуа) имеет смысл выбирать коммерческому разведчику, для того, чтобы стать «невидимкой?»
Тактика «растворения в среде» основными критериями выбора легенды прикрытия подразумевает – ЕСТЕСТВЕННОСТЬ и УМЕСТНОСТЬ!
В самом деле, что необходимо для того, чтобы «раствориться» на нудистском пляже? Вероятно, раздеться догола и принять наиболее распространенную позу прочих отдыхающих – стать одним из них, а в результате – слиться с ландшафтом.
Вот, почему, выбор конкретной легенды прикрытия – творческий процесс, не принимающий шаблонных подходов.
На самом деле, МАЛО слиться с толпой (или окружающим пейзажем)!
НЕОБХОДИМО еще добиться такого эффекта, чтобы взаимодействие разведчика с окружающим миром, в рамках его разведывательной активности:
1)             НЕ вызывало бы любопытства/настороженности своей необычностью (т.е. воспринималось окружающими как совершенно естественное дело);
2)             в случае контактов разведчика с потенциальными источниками (особенно при установлении первичных контактов) информации, такие контакты НЕ особо запоминались самим источникам в силу их естественности и обыденности.
С раннего утра, выходя на работу или выбежав в обед перекусить, какая «случайная» встреча больше западет вам в память и останется в ней надолго:
1.             Обращение к вам с неким вопросом журналиста? Вы ведь, каждый день общаетесь с журналистами, не правда ли (ну, если вы не главный редактор, конечно, или не работаете в газете/журнале)?
2.             Обращение к вам с неким вопросом полицейского? Это же рядовой – каждодневный случай для вас (при условии, что вы не работаете в полиции)?
3.             Обращение к вам с неким вопросом случайного прохожего?
А вы не задумывались над тем, что существуют целые профессиональные гильдии невидимок? Как часто, при условии, что они НЕ делают ничего необычного, вы обращаете внимание (и/или следите) на дворников; дорожных рабочих; мойщиков стекол; уборщиков; грузчиков; продавцов палаток; газонокосильщиков; кабельщиков? Список, на самом деле, можно расширить весьма существенно, главное, чтобы специалист – «невидимка» не делал бы ничего такого, что явно бросалось бы в глаза – и воспоминание о нем, в лучшем случае, будет самым мимолетным.
Специалисту коммерческой разведки необходимо разобрать для себя типичные ситуации, в которых используемые им роли (легенды прикрытия) не вызовут сомнений и подозрений у окружающих и контактеров (потенциальных источников информации).
Вот, почему, в каждом конкретном случае, уместно использовать те легенды прикрытия, которые соответствуют окружающей обстановке и привычным/обыденным ожиданиям участников происходящих событий.
Вам предстоит собирать сведения на некой не особо публичной выставке где, судя по прошлому опыту, будет много журналистов или специалистов определенной сферы – растворитесь в их среде. Выставка публична? Вероятно, имеет смысл сыграть под посетителя.
Взаимодействуете с неким научным учреждением, вернее, его специалистами? Может выдать себя за аспиранта определенной специализации? Не тянете по возрасту на аспиранта? Не торопитесь? Некоторым слушателям российских курсов и академий МВА бывает и за 60 (это я вам, как преподаватель, ответственно заявляю), а ведь им также дают задания писать рефераты и выполнять курсовые работы.
Хотите посетить некую специализированную тусовку, но плохо разбираетесь в сленге, профессиональных привычках, стиле общения? Восполните ваши информационные пробелы, правда, под другим прикрытием и в другом месте с аналогичными специалистами, и вступайте в игру.
Осознаете, что для общения в неких кругах предпринимателей или ведущих специалистов можете, что называется «поплыть» по мимике, речи, привычкам, прочим нюансам имиджа (парфюма, например)? Ведь, все это в совокупности работает на вашу легенду прикрытия. Найдите наставника/тренера и потренируйтесь, пока не достигнете желаемого уровня совершенства.
Хорошо проработанная легенда прикрытия должна работать и на вербальном, и на невербальном уровнях, позволяя плотно взаимодействовать с объектом (источником информации), не вызывая тревожности и подозрительности последнего.
ЕСТЕТСВЕННОСТЬ, УМЕСТНОСТЬ, обыденность и привычность образа действий, общения и обстановки – продуманные (как и все в разведке) ЗАРАНЕЕ, отрепетированные и закрепленные, по мере необходимости – вот, ключевые элементы эффективного использования тактики «растворения в среде», позволяющей стать практически полностью неприметным, незапоминающимся и не вызывающем подозрений.
Что касается самого набора используемых легенд прикрытия, то их может быть великое множество, от дворника и/или носильщика, до топ-менеджера или предпринимателя. Следуйте ЕСТЕТСВЕННОСТИ и прочим элементам тактики «растворения в среде» в строгом соответствие с характером/характеристиками объекта разработки (источника информации) и окружающей его обстановке, и ваши возможности сбора/получения информации будут весьма значительны и безопасны – одновременно.
Впрочем, в последующем, мы еще вернемся к вопросам выбора соответствующих легенд прикрытия и особенностей их использования при различных практических методах сбора/получения информации в процессах реализации решаемых коммерческой разведкой компании задач.

Документы легенды прикрытия
Имея «рыбу» или «скелет» легенды прикрытия настало время озаботиться документами/событиями/фактами/сведениями, которые бы подтвердили разрабатываемую легенду. Вначале, впрочем, необходимо определиться, а что, собственно, имеется в виду под означенными – документами/событиями/фактами/сведениями?
В самом деле, какие документы или события используются для подтверждения легенды прикрытия?
Для начала, небольшой правовой ликбез. В нашем «родном» Уголовном кодексе Российской Федерации существует статья, предусматривающая уголовное наказание и преследование за подделку изготовление, сбыт и использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ). Наказания и штрафные санкции каждый желающий может посмотреть сам.
Правда, в этой статье есть одно определение, позволяющее нам, коммерческим разведкам, делать свое дело БЕЗ опасения нарушить данную статью УК.
Дело в том, что речь в ней идет исключительно о тех документах, которые – «предоставляют права или освобождают от обязанностей». Следовательно, если вы, например, изготовляете некие документы, которые НЕ предоставляют никаких прав и НЕ освобождают от обязанностей – то в вашем деянии НЕТ АБСОЛЮТНО никакого состава преступления.
Хотите примеров? Зайдите в любую сувенирную лавку/магазин. Наверняка, вы увидите на витрине денежные купюры – очень похожие на настоящие купюры российской и иностранной валюты (одно время это было крайне модно). Несмотря, на их крайнюю схожесть с настоящими, такие купюры имеют ряд типографских особенностей, однозначно показывающих – что это НЕ настоящие, вернее, НЕ существующие денежные знаки неизвестного номинала (типа билет банка приколов). Вот, почему, правоохранительным органам, в данном случае, и в голову не приходит открыть уголовное дело по признакам состава такого преступления как фальшивомонетничество.
Таким образом, чтя уголовный кодекс, не имеет никакого смысла подделывать или фабриковать документы официальных органов, повторюсь, «предоставляющих права или освобождающих от обязанностей». К чему? Когда можно, да и то, лишь при необходимости, сделать значительный массив документов, несуществующих (а, потому, НЕ поддельных) организаций, либо получить документы существующих организаций, но, как уже говорилось, «НЕ предоставляющих прав или НЕ освобождающих от обязанностей». Вилка возможностей, как видим, весьма широка.
Вернемся, однако, документами/событиями/фактами/сведениями, подтверждающим создаваемую легенду прикрытия.
В зависимости от легендированного субъекта разведки документы, подтверждающие легенду, могут быть самыми различными. При подборе (изготовлении) документов существует одно правило. На отсутствующие или недостающие документы должны иметься продуманные, несложные и правдоподобные причины их отсутствия, которые трудно поддаются проверке.
Иногда отсутствие некоторых документов выглядит правдоподобнее их наличия. При этом используют попутные обстоятельства. Например, отсутствие паспорта объясняют его переоформлением, при этом должен иметься какой либо иной документ, удостоверяющий личность (но не дающий прав и не освобождающий от обязанностей, читательский билет в библиотеку несуществующего в реальности ВУЗа, например), а также твердая ссылка на место проживания и иные факты, обращающие на себя внимание у проверяющей стороны и легко поддающиеся проверке.
Документами/событиями/фактами подтверждающими факты и события, используемые легендой прикрытия могут выступать:
          различные документы, удостоверяющие личность (включая студенческие, читательские, профсоюзные, охотничьи билеты, свидетельства об образовании, зачетные, медицинские, трудовые книжки, служебные удостоверения и т.п.);
          виртуальные аккаунты различных социальных сетей и ресурсов интернета;
          свидетельства об образовании, сертификаты о прохождении курсов специализации или повышения квалификации, рекомендательные письма, характеристики, наградные документы, грамоты и т.п.;
          служебная/хозяйственная униформа и соответствующий дресс код;
          учебные задания ВУЗов (к примеру, задание по курсовой работе);
          визитные карточки, беджики, кредитные и скидочные карты;
          медицинские документы о заболеваниях (включая рецепты и старые рецепты);
          билеты на различные виды транспорта (особенно те, где указана фамилия, включая проездные, а также старые билеты)
          билеты на культурно зрелищные мероприятия (концерты, театры и проч.);
          различные документы подтверждающие факты биографии (справки, справки с места работы/учебы, почетные грамоты, фотографии и проч.).
          публикации в СМИ (включая интернет и заказные статьи (возможно сфабрикованные выпуски газет и газетные вырезки);
          контактная информация (номера телефонов; адреса e-mail; почтовые адреса и т.п.);
          «случайные» сопутствующие события (телефонные звонки, «случайные» встречи, неожиданные события, находки, иные обстоятельства);
          противоречивая информация и/или сообщения, информационные вбросы, слухи, сенсационные сообщения и т.п.;
          иные документы, свидетельства, информация, слухи и т.п., отвечающие потребностям разрабатываемой легенды прикрытия.
Необходимо упомянуть и о еще одном важном обстоятельстве использования документов прикрытия – их использование в практических разведывательных операциях не должно содержать и намека на любые составы уголовного законодательства, позволяющего открыть уголовное преследование (например, за мошенничество, подлог и т.п. уголовные составы). Поводом представления различных документов прикрытия являются исключительно подтверждение используемой легенды прикрытия, в целях решения поставленных разведывательных задач.

Такие ПОВОДЫ, должны рассматриваться (как и все в разведке) ЗАРАНЕЕ – до реализации самого разведывательного мероприятия, на этапе его предварительного планирования. А САМИ ПОВОДЫ представления документов прикрытия – должны отвечать ключевым элементам тактики «растворения в среде» (естественности, уместности, обыденности, привычности). В противном случае, осложнения, вполне вероятны.
Значительная часть из означенных документов может быть создана/сфабрикована самостоятельно. Например, посредством некоторых on-line ресурсов. Только, не следует забывать, что, например, любые электронные фотография и изображения легендируемых специалистов, необходимо обработать специальными программами, изменив их первоначальные реквизиты (название файла, возможно, расширение, размеры, разрешение, иные реквизиты).
ВАЖНО!!!
Старайтесь использовать в легенде прикрытия как можно меньше установочных данных – совпадающих или пересекающихся с вашими истинными, настоящими установочными данными.
Другая часть документов, может быть получена простым копированием с небольшими правками, или, таким вот, нетривиальным способом (кстати, в некоторых случаях, весьма эффективным), предоставляющим подлинные документы.
 
Следует учитывать, также, что недоработка и/или упущение некоторых деталей, подтверждающих вашу легенду прикрытия, в последующем, могут привести к провалу и нежелательной «расшифровке».
Наконец, для получения некоторых документов прикрытия, абсолютно подлинных, замечу, может потребоваться поистине титанический труд. К примеру, вам необходимо иметь трудовую книжку с иной специальностью (рабочих профессий низового звена: грузчик, уборщик, курьер и т.п.). Для этого, предпочтительно, затратив некоторые усилия, действительно поработать в этих должностях, не в вашей компании, конечно. Но, поработав в двух-трех местах, в реальных компаниях по этим специальностям и получив на руки новую трудовую книжку (вы ведь устраивались на эту работу без «трудовой», которую, вероятно, потеряли), вы получаете на руки не только действительный и легальный документ с нужными вам записями по трудовой деятельности, но и еще бесценный практический опыт, позволяющий вам эффективно использовать данную легенду прикрытия в сходных обстоятельствах при проведении разведывательных мероприятий.
Процесс стыковки легенды с датами, фактами и обстоятельствами завершается созданием формализованной автобиографической справки, в которой, как правило, с левой стороны пишутся биографические и иные факты легендированной автобиографии (включая фактические адреса, учебные заведения, места работы и т.п.), а с другой стороны напротив каждого факта название и содержание документа (ссылка на интернет-ресурс) подтверждающего данный факт.
Легенда прикрытия используется по назначению в соответствии с условиями, целями и задачами разведывательной операции. По возможности место и время ее проведения должны также учитываться при разработке легенды и обеспечивать дополнительные меры ее безопасного использования. Так, например, проведение разведывательного мероприятия в людном месте в выходной день (при использовании краткосрочной или разовой легенды) существенно снижают риск проведения целенаправленной проверки отдельных фактов и легенды в целом, ввиду того, что реальные (или вымышленные) организации, используемые легендой, как правило, не работают в выходные дни, а следовательно возможности проверить является ли человек сотрудником указанной компании весьма ограничены. Только не забывайте об использовании тактики «растворения в среде».
Впрочем, это еще не окончание работы над легендой прикрытия.
В следующем посте мы рассмотрим проблемы «шлифовки» легенды прикрытия, до состояния ее безупречности, что тоже выступает немаловажным фактором безопасности в процессе ее использования. Кроме того, поговорим и о некоторых дефектах легендирования…

2 комментария:

  1. Большое спасибо за очередной очень интересный материал!
    Вот недавно прочла, как в Америке бизнес-разведка сращивается с государственной, а они обе с ТНК. А ТНК согласно планам наших руководителей приглашаются в Россию. После Ваших детальных инструкций, даже с ними можно работать без опаски.

    ОтветитьУдалить
  2. Оййй... Чегой-то меня понесло... ;-)

    Планировал описать легендирование максимум в паре постов, а тут, вдруг, поперло откуда-то из подсознания...

    Наш опыт, да американский... Не знаю теперь, как и где остановиться...

    ОтветитьУдалить