девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

четверг, 15 сентября 2011 г.

О «Холоде» и … на «Холоде»… Часть I


Имеющий уши, да услышит…
Holy Bible

Как и было обещано ранее, в этой заметке пройдусь по активным методам получения сведений из/от ПЕРВОИСТОЧНИКОВ в отношении конкурентов.
Вот, тема, почему-то будоражащая некоторые умы, хотя, на самом деле, этот сегмент исследований в коммерческой (за остальные не скажу) разведке, как свидетельствует практический опыт и практика – не столь уж и критичен.
Технологии работы с вторичными источниками информации о конкурентах, в частности, через интернет, уже достаточно широко представлены на разных интернет-ресурсах и, полагаю, в дополнительном освещении не нуждаются.
В этой статье мы рассмотрим особенности активной работы с первоисточниками при добывании сведений о конкурентах, а также возможности противодействия этой, нашей разведывательной активности.

Итак, начнем, пожалуй…
Проводя семинары и практические тренинги, зачастую, я ловлю на себе взгляды слушателей, которые смотрят на меня как на Гуру коммерческой разведки.
Наивные!!! Они, конечно же, до поры, до времени даже НЕ подозревают о том, что, на самом деле – это именно они, причем, в самом недалеком будущем превратятся в экспертов разведки высочайшего уровня. Что особенно ценно, в экспертов разведки под вполне конкретные потребности бизнеса своей компании.
Я же, всего лишь даю им общую теорию и не более…

Разведчиками НЕ рождаются!!!
Избитая истина этого подзаголовка, наверняка, известна каждому и, тем не менее, довольно часто на различных ресурсах интернета, посвященных безопасности, а также рассматривающих различные аспекты т.н. «деловой» разведки можно встретить утверждения типа – «даже не пытайтесь проводить разведку собственными силами – это дело профессионалов».

Не стану разочаровывать неофитов и уж тем более различного рода «профессионалов», безусловно имеющих опыт и специальную подготовку в подобных делах…

однако, вынужден признаться, лично мне, до сего дня, НЕ доводилось встречать людей, которые были бы РОЖДЕНЫ разведчиками. Про некоторых из моих знакомых можно, конечно, сказать, что человек, мол – в «рубашке» родился, но заявить, что он же родился, к примеру, в маскхалате и с НРС-ом (ножом разведчика) в зубах – сказать точно – нельзя!
Все известные мне специалисты, в разных областях информационно-аналитической и разведывательной деятельности – разведчиками НЕ родились, НО стали. Стали в процессе личной подготовки, обучения специальности и нарабатывая практические навыки по сбору, обработке и анализу информации.
Боюсь показаться предвзятым, но, как, во всяком случае, кажется мне, попытки ограничить количество «допущенных» к специальным исследованиям в бизнесе диктуются, прежде всего, прямой финансовой заинтересованностью ограничивающих…

Резюмируя, готов представить вам такой вывод:
Вы никогда НЕ станете специалистами коммерческой разведки, если не имеете такового желания и НЕ стремитесь к обучению и повышению собственной компетентности в вопросах специальных исследований!!!
Иного, в нашей работе, к сожалению – НЕ дано...

Основные цели исследований конкурентов
В коммерческой разведке цели исследований конкурентов весьма ограничены и вписываются в общее содержание целей задач и объектов коммерческой разведки.
Более подробно, мы рассмотрим эти цели отдельной статьей, разбирая конкретное содержание работы по каждому направлению коммерческой разведки.
Однако, в целом, берусь утверждать – что цели исследований конкурентов, помимо прочего, включают в себя получение знаний о состоянии их текущей и перспективной конкурентоспособности, одновременно вскрывающих возможные коммерческие тайны и секреты их организационной и деловой активности.
Можно ли, в этом случае, вести разговор, к примеру, о нарушении Закона «О коммерческой тайне»?
По сути – ДА!!! Только делать это, специалисты коммерческой разведки будут особым образом. НЕ попадая под юрисдикции данного и прочих законов, охраняющих различного рода тайны!
Кроме того, требования и правила скрытности и маскировки в коммерческой разведке пока еще никто не отменял! Посему…


«Университеты» коммерческого разведчика
Читая мемуары именитых и не очень революционеров, очень часто можно встретить фразу – «моим университетом – стала тюрьма…».
Нет! Не подумайте, что аналогичный «университет» необходим и коммерческому разведчику. От подобных «учебных заведений» лучше держаться подальше.
Однако, учиться – необходимо!
Разведчик-аналитик, по своей специальности вынужден учиться постоянно, поддерживая должный уровень профессиональной компетенции.
Руководителю полезно знать, что невозможно создать эффективно действующее подразделение коммерческой разведки, если оно укомплектовано немотивированными и некомпетентными сотрудниками – «отбывающими трудовую повинность»…

Ваши эксперты, по сути, должны обладать духом исследований и амбициями первопроходцев, что, на самом деле, максимально близко к истине.
Открою небольшой секрет. В коммерческой разведке НЕТ особо эффективных приемов и методов работы – предназначенных на ВСЕ случаи жизни и АБСОЛЮТНО для любых сфер коммерческой деятельности!!!
Вам, как экспертам разведки, придется самостоятельно изыскивать эти методы и приемы, обладающие наивысшей эффективностью применительно к конкретной сфере деловой активности вашей компании, со всеми нюансами и особенностями ее бизнеса.
Вам придется осуществлять самые смелые эксперименты, осуществляя поиск наиболее эффективных возможностей сбора информации…

Здесь же, рассматриваются всего лишь общие принципы, позволяющие разрабатывать и использовать необходимые методы, способы и средства…

Вот, почему, лучшим «университетом» для будущего и действующего коммерческого разведчика является – его собственная компания и ее бизнес!!!
В разведку, как вы, надеюсь, помните, отбирают лучших специалистов, профиль работы которых максимально близок к профилю предстоящих исследований.
Как разведчики-аналитики вы должны в деталях овладеть секретами и нюансами производственной/коммерческой деятельности собственной компании. Знать особенности технологических/коммерческих процессов; систему маркетинговых коммуникаций и ее составляющие; особенности и состав составляющих ценообразования продуктов/услуг вашей компании.
Открою еще один секрет:
Основная ЦЕЛЬ работы коммерческого разведчика по конкурентам заключается вовсе НЕ в том – чтобы выявлять схожести!!!
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ и задача – выявлять ОТЛИЧИЯ!!! Даже в мелочах.
Это позволяет разглядеть изменения в деловой активности приоритетного конкурента на самой ранней фазе их развития.
Вот, почему, столь важно уметь разбираться в мелочах. Впрочем, уметь только выявлять отличия – недостаточно!
Необходимо понимать, как эта выявленная РАЗНИЦА:
          способна влиять на позиции практической конкурентоспособности объекта разработки;
          плюсы и минусы выявленных различий для деятельности конкурента и для деятельности собственной компании;
          можно ли использовать плюсы выявленных различий в деловой активности собственной компании.
Именно такое содержание исследовательской работы позволит вам получать практически прямой доступ к коммерческим секретам конкурентов и находить входы и выходы в самых запутанных хитросплетениях и лабиринтах их деловой активности.

Внимание к мелочам, важно во всех видах разведки. К примеру, во время последней Отечественной войны фронтовой наблюдатель-разведчик (не буду утомлять подробностями номеров войсковых частей и проч.) засек у противника такую мелочь, как появление у солдат поясных фляг с водой. Это дало основание предположить, что противник произвел скрытую перегруппировку войск, что и было подтверждено при проведении поиска и взятии «языка». Таким образом, была вскрыта подготовка противника к наступлению… А повод? – фляга, висящая на ремне, которые до этого, на этом участке фронта, солдаты не носили…
В общем, приступайте к занятиям в вашем «университете» и незамедлительно. И помните – разведка НЕ любит двоечников…
Кстати, здесь, наличие в одной разведывательной команде исследователей специалистов различных сфер деятельности компании (маркетолог, технолог, Pr-щик и т.д.) во всех случаях, как правило, дает коммулятивный положительный эффект.

5 комментариев:

  1. Поскольку "стремлюсь к обучению", разрешите задать два вопроса. Вопрос первый.

    "Можно ли, в этом случае, вести разговор, к примеру, о нарушении Закона «О коммерческой тайне»?
    По сути – ДА!!! Только делать это, специалисты коммерческой разведки будут особым образом. НЕ попадая под юрисдикции данного и прочих законов, охраняющих различного рода тайны!"

    Правильно ли я понимаю, что дальше Вы расскажете, как это сделать практически. Очень заманчиво.

    Вопрос второй. Поскольку "требования и правила скрытности и маскировки в коммерческой разведке пока еще никто не отменял", то утечка данных из любой компании хотя бы в силу перманентной сменяемости персонала даже в самых лучших компаниях происходит, то секретность и скрытность должны реализовываться и внутри компании. Вопрос в следующем. Нужны ли в этом случае легенды прикрытия? И каковы они должны быть в условиях ежедневного общения людей, занимающихся коммерческой разведкой, с прочим персоналом компании?

    ОтветитьУдалить
  2. Попробую ответить на Ваши вопросы...

    Итак, суть Вашего первого вопроса и моих туманных намеков на - формальные нарушения неких законов - НО без фактического их нарушения...

    Вероятно, известный Вам ФЗ "О коммерческой тайне" в своей ПЕРВОЙ редакции (посмотрите в "Консультанте") гласил:

    Пункт 2, статья 4 Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации:

    2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.

    В более поздней редакции упомянутого Закона данная статья была попросту изъята - а ведь, это ИМЕННО технологии коммерческой разведки!!!

    В продолжении этого поста (его второй части) я постарался показать методики получения информации о конкуренте именно посредством исследований и наблюдений.

    Не знаю, насколько понятно это получилось.

    Впрочем, описание методик еще будет продолжено - НО - ГЛАВНЫЙ принцип - НЕ посещения периметров и территорий, охраняемых силами безопасности конкурента будет соблюден и там.

    Мы - коммерческие разведчики, в подавляющем большинстве случаев - работаем дистантно!!!

    Бывают, конечно, и исключения, на выставках, например... но это частности...

    Требование же - ОТЛИЧНО знать нюансы, прежде всего - собственного бизнеса диктуется тем, что профессионализм разведчика-аналитика должен позволять ему (также в подавляющем числе случаев) простым визуальным осмотром (беглым взглядом) - определять РАЗЛИЧИЯ в деловой активности конкурента - сразу выделяя ЧТО конкурент делает ИНАЧЕ (чем ваша компания) и какие плюсы и минусы эта РАЗНИЦА дает ему, а также СМОЖЕТ дать Вам, в случае заимствования, например...

    Выявление такой РАЗНИЦЫ в параметрах деловой активности конкурента позволяет также судить об уровне его конкурентоспособности - техническое/технологическое отставание, либо наоборот, прорыв...

    ОтветитьУдалить
  3. Ваш второй вопрос, на самом деле, более широк, чем может показаться на первый взгляд...

    Прежде всего о конспирации в Вашей собственной компании... - полагаю, ответ Вы найдете в этом посте:
    http://komrazvedka.blogspot.com/2011/07/i.html

    Что касается утечки данных из любой компании - то коммерческая разведка ПРЕИМУЩЕСТВЕННО работает с теми данными - которые компании САМИ РАСПРОСТРАНЯЮТ о себе во внешней среде...

    Кроме того, работа с такими данными дополняется методами т.н. АКТИВНОГО мониторинга, о котором еще пойдет речь в дальнейшем...

    Вот почему, кстати, эффективно ПРОТИВОСТОЯТЬ "вражеской" коммерческой разведке можно, по сути только четырьмя следующими способами:

    1) Зарыть бизнес и удалиться от дел - и секреты Вашего бизнеса (нереализованного) останутся при Вас.

    2) Бизнес НЕ закрывать - НО полностью ЗАСЕКРЕТИТЬ ЛЮБУЮ информацию и продукте/услуге для ВСЕХ - включая клиентов, потребителей - ИСКЛЮЧИТЬ любую рекламу, а продукт - продавать только СВОИМ, проверенным людям, тщательно наблюдая за тем, чтобы и они НЕ распространяли информацию о вашем продукте...

    Скорее всего, Ваша компания, при таком раскладе, сойдет с арены активных, приоритетных и потенциальных конкурентов, а, следовательно, ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ потенциал ограниченных возможностей вашей компании - едва ли будет представлять интерес для разведки потенциального "противника"...

    3) Бизнес НЕ закрывать, товар/услуги выпускать - НО НЕ продавать его никому, храня его на тщательно охраняемом складе... Поскольку, при этом, Вы фактически выходите с рынка и перестаете быть конкурентом - едва ли Ваша компания сможет стать объектом разведывательного интереса…

    4) ЦЕЛИКОМ перевести свой бизнес из сферы легального оборота - в сферу нелегального...

    Там, правда, действуют несколько иные правила маркетинга, логистики и промоушина, НО, покинув сферу легального/открытого оборота товаров, вы автоматически выходите из сферы разведывательных интересов коммерческой разведки...

    К минусам 4 способа - можно отнести потенциальное попадание в число объектов заинтересованности правоохрантельных органов...

    Во всех остальных случаях, в принципе, противостоять дистантным методам изучения коммерческой разведки практически - НЕВОЗМОЖНО!!!

    Только без паники и паранойи... ;-)

    На сегодняшний день в России - доля компаний, активно практикующих специальные методы исследований в рамках коммерческой разведки колеблется между 7% и 9%... так что самому стать объектом разработки и специальных исследований не так-то и просто...

    Кроме того, в коммерческой разведке - конкуренты - НЕ выступают в качестве основных и приоритетных целей...

    P.S.
    Вот, кстати, почему я всегда с нескрываемым интересом читаю публикации безопасников, посвященных ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ бизнес-разведке… и… если честно… пока еще ни разу не встретил в этих статьях даже намека на потенциал таких реальных возможностей…

    Впрочем, это просто от того, что мы с безопасниками по-разному понимаем методы получения, сбора и добывания информации… Они ждут проникновения на свои тщательно охраняемые вотчины… а мы, разведчики-аналитики – как раз этого-то и НЕ делаем…

    Нам это просто ни к чему… ;-)

    ОтветитьУдалить
  4. Огромное спасибо за развернутые ответы!

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный5.7.12

    Хорошо сказано: "Думай, что говоришь и говори, что думаешь" ))) Удачки Вам на полях...

    ОтветитьУдалить