Данной статьей открываю цикл материалов, посвященных азам «разведывательной науки», в общем-то, общеизвестным, но чрезвычайно важным для понимания основ этой деятельности и эффективного использования ее приемов.
Любой разведчик, независимо от конкретной сферы своих исследований работает с информацией, именно поэтому так важно знать и понимать, что же такое информация? каких видов она бывает? насколько ей можно доверять? и когда следует проверять ее с особым тщанием?
Кроме того, разведчик должен понимать суть источников информации – как информационных носителей, ибо это также влияет, и весьма значимо, на содержание и искажения информации.
Следует признать, что на сегодняшний день существует много терминов и определений информации – практически каждая отрасль науки и каждая сфера человеческой деятельности может предложить нам свою трактовку этого многозначного термина, зачастую, весьма условную и абстрактную.
Вот, в качестве примера:
Следует признать, что на сегодняшний день существует много терминов и определений информации – практически каждая отрасль науки и каждая сфера человеческой деятельности может предложить нам свою трактовку этого многозначного термина, зачастую, весьма условную и абстрактную.
Вот, в качестве примера:
ИНФОРМАЦИЯ — (лат. informatio — осведомлять) 1) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении; 2) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения; 3) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы. (источник) |
А вот, что говорит нам Википедия:
Информация (от лат. Informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — понятие, связанное с объективным свойством материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре. (см.В.М. Глушков, Н.М. Амосов и др. «Энциклопедия кибернетики». Киев. 1975 г.) В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.{см.С.И.Ожегов. "Словарь русского языка". Москва. 1990г.). В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. (источник) |
Однако, разведчик не может работать с абстрактными понятиями – его работа всегда конкретна и целенаправленна.
Именно поэтому, пока ученые и теоретики спорят между собой о содержании, наполненности и значении данного термина, разведка использует свое, возможно устаревшее, но весьма надежно работающее значение данного термина:
ИНФОРМАЦИЯ в разведке это — любые знания, зафиксированные на том или ином виде носителя информации, обеспечивающего их передачу между пользователями во времени и пространстве. |
Что, или кто может и способен выступать в качестве носителя информации (или информационного носителя)? Да, фактически любой объект, на/в котором упомянутые знания/информация могут быть зафиксированы и переданы другому (и, НЕ всегда любому!!!) пользователю.
Стоит только любым знаниям быть зафиксированными на том или ином носителе, как тотчас они превращается в информацию и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс. В разведке это важно, ведь, часто разведчик работает с совершенно новыми знаниями, чего бы эти знания не касались.
Обрывок бумажки с записями; MicroSD с аудио/видео/текстовыми записями; надпись на стене общественного туалета; память конкретного человека, ставшего очевидцем некоего события и сохранившего эти воспоминания; научно-исследовательский отчет; автоматизированное рабочее место специалиста (например, ученого; инспектора ФНС и т.п.) – все это информационные носители.
Каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.
Количество видов носителей информации столь велико, что было принято классифицировать их по пяти видам/классам информационных ресурсов:
1) Любые документы на различных видах носителей, в том числе, различные виды электронных носителей, используемых в компьютерной технике, звукозаписывающей аппаратуре различного назначения и технике средств связи.
2) Память конкретных людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях жизни, науки и техники или ставших свидетелями и очевидцами интересующих событий.
3) Различные отделы и подразделения – научные, производственные, управленческие, коммерческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения установленного круга проблем и задач в сфере своей деятельности (сфера деятельности которых отражена в деловой документации и связанной совокупности электронных ресурсов).
4) Материальные объекты, модели и промышленные образцы, созданные в процессе разработок и/или производства. Входящие в эти образцы ноу-хау, рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей в конкретной сфере деятельности.
5) Научный инструментарий, например, методы научных изысканий и анализа информации, автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места по различным прикладным направлениям деятельности, экспертные системы и базы знаний и т.п.
Только имея одновременный доступ к различным классам информационных ресурсов, исследователь или разведчик способен добывать своевременную и достоверную информацию.
Впрочем, важность одновременного доступа исследователя/разведчика к разным классам информационных ресурсов, мы обсудим в следующих постах, рассматривая инструменты определения достоверности информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий