девиз

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит - когда она дает фору во времени»

Наш лозунг:

Наш лозунг – «Учиться настоящему делу – военным образом…»

суббота, 14 мая 2011 г.

Британский прецедент и еще, кое-что, о кандидатах в коммерческие разведчики


 Чувствую под ногою грабли, и тут же понимаю - не ошибся!

Еще несколько слов о подборе кандидатов в структуру коммерческой разведки организации. В самом деле, каковы критерии отбора, кроме уже указанных? Кого легче и проще подготовить и специализировать к новой специальности?
А, может быть, имеет смысл набрать в разведку бывших силовиков? Ну, там, милиционеров, вернее, полицейских, прокурорских, ФСБ-шных, прочих «оперов», «агентуристов» и т.п.? Учили же, в самом деле, их там – чему-то, в профильных академиях, ВУЗах и на различных курсах повышения квалификации? Да и опыт ребята имеют, какой-никакой.

Ответы на эти вопросы – не столь сложны и укладываются в форматы обычной линейной логики.
Если вас интересуют риски и угрозы криминальной направленности, то, вероятно, имеет смысл, поставить на исследования данной группы криминальных рисков Нерыночного характера тех самых бывших силовиков, которые действительно имеют опыт аналогичной работы.
Правда, исследования подобного рода – НЕ являются коммерческой разведкой и НЕ входят в ее компетенцию и зону ее ответственности.
Исследования данных групп риска входят в компетенцию службы безопасности (СБ) компании, которая и должна вести работу по изучению и профилактике фактов: воровства; мошенничества; нелояльности персонала; неплатежеспособности контрагентов; несостоятельности поставщиков; информационных утечек; конкурентных войн, осуществляемых методами недобросовестной конкуренции; рейдерства; «наездов властей»; вымогательств; и т.п.
 Причем, методы работы/изучения СБ и коммерческой разведки, пересекаясь в весьма незначительной области, имеют значительные различия между собой, прежде всего в силу значительно отличающихся сфер и объектов исследований.
Сферы криминала и конкурентоспособности рыночными методами, как и сами объекты разведывательной разработки имеют между собой весьма значительные отличия и практически никогда НЕ пересекаются между собой.
Если сферой разведывательных интересов вашего бизнеса выступают группы рисков/возможностей рыночного характера (т.е. предмет исследований коммерческой разведки), то самым лучшим кандидатом будет, все же, специалист по профилю бизнеса вашей компании. В исследовании рыночных рисков, причем, рыночными же методами, будьте уверены, он заткнет за пояс любого «силовика» и увидит новые риски/возможности для бизнеса там, где «силовик» о них даже НЕ заподозрит.
Но будет ли способен бывший сотрудник, к примеру, отдела маркетинга эффективно решать задачи разведывательного обеспечения? Ведь, работа в разведке требует выхода на ПЕРВОИСТОЧНИКИ, т.е. навыков работы с людьми, умений выведывать информацию и многих других специальных навыков?
Ну, что же, имеется утвердительный ответ и на этот вопрос!
Что вам надо? Вам необходимо взять уже готового специалиста по бизнесу вашей компании и, после соответствующей проверки на профпригодность – обучить этого сотрудника некоторым специализированным приемам разведывательной/исследовательской работы. Так, как, например, это делают в британской разведке MI-6.
Принципы обучения оперативников, нелегалов и разведчиков, работающих под прикрытием в большинстве стран Мира одинаковы (или обладают весьма незначительными отличиями). Как правило, молодому человеку (безотносительно гендерных признаков) делают «предложение» о «работе» незадолго перед окончанием ВУЗа (естественно, заранее присмотревшись и проверив кандидата). После чего, в случае его согласия и по получению специальности, направляют в «закрытые» и специализированные учебные центры или заведения, где кандидат проходит обучение (как правило, от года до трех лет).
Во время обучения, чаще всего, кандидата прицельно готовят по намеченной специализации, включая страноведение и языковую подготовку. Впрочем, подобное обучение имеет свои минусы. На время обучения, кандидат выбывает из круга общения, теряет связи с коллегами и друзьями (что, оправдано в большинстве случаев), но, самое главное, по «выпуску» из «закрытой» академии, вновь испеченному разведчику под легендой или без таковой приходится строить свою карьеру во внешнем мире, что называется с нуля.
Иногда, впрочем, подобные подходы в подготовке и дальнейшей работе разведчика имеют свой негативный потенциал. К примеру, при необходимости получения информации высокотехнологичной, научной или специальной технической. В этом случае, бывает недостаточно иметь хорошие профильные знания в предмете своих изысканий. Необходимо еще иметь круг знакомых и связей в среде научных или технических специалистов.
Именно поэтому, начиная ориентировочно с середины 70-х годов прошлого века британская разведка, наравне с традиционными методами подготовки, стала использовать новые подходы в подготовке разведчиков. «Предложения» о работе в интересах Foreign Office делались уже известным, в своей среде, специалистам – инженерам, ученым, уже имеющим контакты и связи с научным/техническим сообществом в Мире. В случае согласия, таких кандидатов направляли на краткосрочные курсы под соответствующей легендой прикрытия (отпуск, командировка и т.п.), а в результате, получали разведчика с весьма широкими возможностями. Причем, естественное окружение такого разведчика даже и не предполагало, что, хорошо известный им специалист с ясной и открытой биографией и личными научными/техническими достижениями – превратился в кадрового агента британской разведки.
Кстати, сам метод достаточно хорошо описал Ричард Джон Чарльз Томлинсон в своей книге «Большой провал. Раскрытые секреты британской разведки МИ-6».
Иными словами, посчитайте что дешевле и быстрее (во всех смыслах) вам обойдется:
          обучить уже готового специалиста по бизнесу некоторым методикам и приемам ведения исследований и разведки, или;
          с нуля обучить всем тонкостям и нюансам вашего бизнеса опытного, в методах оперативной работы, «силовика».

Существуют и другие препоны, существенно снижающие практическую целесообразность использования бывших силовиков в исследованиях коммерческой разведки, и о которых мы поговорим в последующем.
Еще несколько значимых критериев отбора кандидатов в коммерческие разведчики.
Разведчик-аналитик должен сочетать в себе несколько основных навыков, позволяющих ему уверенно осуществлять аналитический процесс.
К таким навыкам можно отнести следующие:
          умение логически мыслить;
          навыки в составлении письменных документов и проведении исследований рыночных рисков/возможностей, рыночными же методами;
          компьютерная грамотность;
          воображение и навыки визуализации.
Образование
Аналитику разведки желательно иметь высшее образование. Конечно, само по себе высшее образование НЕ гарантирует хорошей подготовки, но, все же будем считать, что специалист с высшим образованием в какой-то мере умеет мыслить, излагать свои мысли и имеет представление об анализе. Впрочем, в некоторых случаях, отсутствие высшего образования с лихвой окупается большим практическим опытом работы и хорошим знанием, вследствие имеющегося опыта, исследуемой среды и объектов изучения.
Логическое мышление
Способность логического мышления, видения тенденций и трендов развития ситуации (процессов), умение прогнозировать – важные качества и способности аналитика разведки. Те, кто не способен учиться и/или работать с информацией, правильно организуя данные, едва ли смогут стать хорошими разведчиками.
Логические методы мышления можно развивать, разгадывая задачи, ребусы и кроссворды, литературные загадки или посредством иных интеллектуальных (заданий) упражнений.
Изучение информации и способность извлечения из нее новых знаний требует понимания и принятия ошибочности и/или недостатка (пробелов) знаний в имеющихся сведениях и данных. Изучение таковых сведений и данных позволяет аналитику выявлять индикаторы/разведпризнаки, на основе которых он способен осуществлять прогнозирование.
Способности логического мышления аналитика дополняются потенциалом его творческого мышления и умением грамотного изложения полученных результатов исследований. В целом на процессы творческого и логического мышления аналитика влияют его способности по:
          накоплению знаний и сведений в исследуемой сфере;
          осмысливанию имеющейся информации;
          умению делать умозаключения и выводы и осуществлять их проверку различными доступными методами.
Коммуникативные навыки
Способность к общению в устной и письменной форме является жизненно-важной при создании аналитических продуктов. Важная разведывательная информация не будет ничего стоить, если она не передается и не распространяется, нуждающимся в ней пользователям.
Разведчик-аналитик должен быть способен легко и просто объяснять (разъяснять) сложные события, ситуации и процессы при максимальном соответствии их к реальности, очень часто, приходиться объяснять ситуацию тем, кто ничего о ней не знает или не понимает.
Качественные письменные отчеты и устные брифинги обеспечивают надежную передачу информации, особенно при использовании специальных навыков представления информации.
Наконец, навыки и способность к открытому общению – далеко НЕ последнее дело при налаживании устойчивых контактов с первоисточниками.
Компьютерная грамотность
Современный анализ окружающей среды может быть выполнен с использованием различного программного обеспечения. Ищет ли разведчик открытую информацию в Интернете, подготавливает письменные (или устные) оценки, использует таблицы, базы данных или программы визуализации, во всем этом существенную помощь аналитику разведки оказывает компьютер.
Именно поэтому навыки компьютерной грамотности весьма важны при осуществлении профильного анализа. Компьютерной грамотностью на уровне пользователя должен владеть каждый разведчик-аналитик.
Навыки визуализации
Представление данных в визуальной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п. часто более понятно и легче воспринимается пользователями.
Схемы или диаграммы способны в простом и понятном виде представить процессы, влияющие на события, да и сами события. Простота диаграммы – продукт аналитической переработки информации, с необходимостью предоставления некоторых пояснительных данных.
Создание схем и диаграмм вовлекает в этот процесс аналитические суждения для определения того, что важно и должно быть представлено, а какую информацию можно опустить. Несмотря на то, что программное обеспечение упрощает построение схем и диаграмм, тем не менее, коммерческий разведчик должен вкладывать в создание такой визуализированной информации собственные аналитические суждения и логический мыслительный процесс.
Критичность мышления
Важность этого качества мышления аналитика разведки заключается в том, что оно критически рассматривает процессы информационно-аналитической работы на всех этапах (стадиях) ее осуществления, выискивая слабые места, недостатки и видя реальные возможности повышения ее эффективности и продуктивности.
Критичность мышления способна подвергнуть сомнению и пересмотру ход развития анализа, процессы выдвижения рабочих версий и гипотез и методов их проверки, изыскивая новые возможности и методы поиска подтверждения их вероятности. В то же время, весьма часто многие аналитики разведки подходят к исполнению своих обязанностей легкомысленно, используя одинаковые подходы к решению различных проблем, а затем удивляются, когда те же самые проблемы возвращаются обратно.
Использование критичности мышления в конкретных ситуациях исследований, может предоставить видение новых перспектив в исследованиях и поисках ответов на имеющиеся вопросы. Другие возможные объяснения также могут существовать, однако рассмотрение и интерпретация информации, без рассмотрения всех возможностей может привести к неточности выводной информации по оценке конкретной ситуации/тренда/явления.
Неточный анализ и принятие на его основе неверных решений (действий) могут иметь фатальные последствия.
Личные качества разведчика-аналитика
Существуют некоторые личные качества, способные помочь разведчику в его работе.
Независимость в работе и суждениях
Разведчик-аналитик должен быть способным работать независимо, без постоянного наблюдения и контроля. Он должен уметь самостоятельно видеть (выявлять) проблему и понимать, как с ней можно работать. Это весьма значимо в небольших подразделениях, где коммерческие разведчики совмещают функции анализа и непосредственного сбора информации.
Иногда, особенно при первоначальном развертывании разведывательно-аналитического подразделения сотрудники из разных отделов не имеют достаточного практического опыта в анализе сфер, сопряженных друг с другом, а разведчики должны уметь тесно работать во взаимодействии друг с другом и потенциальными потребителями вырабатываемой информации. При этом, лучшие результаты, как свидетельствует практика, получаются в ходе совместной выработки новых подходов и методов к исследованиям и анализу объектов разведывательного интереса.
Гибкость
Разведчик- аналитик должен быть мобильным и готовым к изменениям. Аналитикам разведки приходится работать «на самом острие» деятельности компании. Таким образом, они должны быть способны: выявлять значимые изменения внешней рыночной среды; приспособляться к этим изменениям; и являться непосредственным катализатором некоторых изменений.
Постоянство
Аналитик коммерческой разведки должен быть постоянен и настойчив в усилиях для достижения эффективности своей работы. Постоянство – это то, что позволяет нам достигать наших целей, когда они кажутся недостижимыми.
Готовность делать выводы и рекомендации
Разведчик-аналитик должен быть экспертом в той информации, которую он исследовал и проанализировал. Если еще вчера роль аналитика разведки была не столь важна, то сегодня, руководство испытывает потребность в своевременном аналитическом информировании о проблемах, требующих управленческих решений.
Неспособность или нежелание делать обоснованные выводы и рекомендации делает невозможным завершение аналитического процесса в интересах деятельности компании и ее бизнеса.
И, последнее, пожалуй, в этом посте.
Здесь приведен весьма объемный перечень требований. Не переживайте, если ваши кандидаты НЕ обладают полным набором представленных навыков. Ведь, многим вещам не так сложно и обучиться, причем, много времени это не займет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий